Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Московской области от 03.07.2007 по делу N А41-К2-6928/07 Исковые требования о признании незаконными действий по регистрации права собственности РФ на земельный участок и обязании погасить регистрационную запись удовлетворены, поскольку ответчиком не представлено доказательств законности совершения оспариваемых действий по государственной регистрации права собственности Российской Федерации.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 3 июля 2007 г. по делу N А41-К2-6928/07

“26“ июня 2007 г. объявлена резолютивная часть решения

“03“ июля 2007 г. решение изготовлено в полном объеме

Арбитражный суд Московской области в составе:

Председательствующего судьи Б.,

судей (заседателей)

протокол судебного заседания вела судья Б.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Министерства имущественных отношений Московской области

к Управлению Федеральной регистрационной службы по Московской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Московской области, ООО “Ритм“

третье лицо: Управление Роснедвижимости

о признании незаконными действий по регистрации права собственности

при участии в судебном заседании:

от заявителя - А., дов. N ис-716 от 26.01.2007 г.;

от ответчика:

от ФРС по МО -
Л., дов. N 388-Д от 28.12.2006 г.;

от ООО “Ритм“ - П.С., дов. от 10.05.2007 г., К. дов. от 10.05.2007 г.;

от ТУ ФАУФИ по МО - П.Е. дов. N пп/08-4892 от 24.05.2007 г., С. дов. N пп/08 - 7484 от 31.07.2006 г.;

от третьего лица - Роснедвижимости - Н., доверенность N 2048-6 от 28.02.2007 г.;

установил:

Министерство имущественных отношений Московской области (далее - Минимущество МО) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Московской области (далее - УФРС по МО), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Московской области (далее - ТУ ФАУФИ по МО), ООО “Ритм“ о:

- признании незаконными действий Главного управления Федеральной регистрационной службы по Московской области по выдаче свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации от 04.09.2006 г. N HAN0936188;

- признании незаконным свидетельства от 04.09.2006 г. N HAN0936188 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 186 700 кв. м, с кадастровым номером 50:21:09 02 12:0047, из земель сельскохозяйственного назначения, имеющего адресные ориентиры: Московская область, Ленинский район, Булатниковский с/о, вблизи д. Суханово;

- признании недействительной и прекратить запись о регистрации права собственности Российской Федерации от 04.09.2006 г. N 50-50-98/017/2006-228 на земельный участок площадью 186.700 кв. м с кадастровым номером 50:21:09 02 12:0047 из земель сельскохозяйственного назначения, имеющего адресные ориентиры: Московская область, Ленинский район, Булатниковский с/о, вблизи д. Суханово;

- применении положений п. 2 ст. 182, п. 7 ст. 201 АПК РФ о немедленном исполнении решения арбитражного суда.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Управление
Роснедвижимости по Московской области (далее - Роснедвижимость).

Министерство имущественных отношений Московской области уточнило заявленные требования и просило:

- признать незаконными действия Главного управления Федеральной регистрационной службы по Московской области по регистрации права собственности Российской Федерации (регистрационная запись от 04.09.2006 N 50-50-98/017/2006-228) на земельный участок площадью 186 700 кв. м с кадастровым номером 50: 21:09 02 12:0047, расположенный по адресу: Московская область, Ленинский р-н, Булатниковский с/о, вблизи д. Суханово;

- обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Московской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в форме погашения неправомерно внесенной регистрационной записи о праве собственности Российской Федерации от 04.09.2006 г. N 50-50-98/017/2006-228 на земельный участок площадью 186 700 кв. м с кадастровым номером 50:21:09 02 12:0047, расположенный по адресу: Московская область, Ленинский р-н, Булатниковский с/о, вблизи д. Суханово;

- применить положения п. 2 ст. 182, п. 7 ст. 201 АПК РФ о немедленном исполнении решения арбитражного суда.

В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), уточнения судом приняты.

Представитель Минимущества МО в судебном заседании заявленные с учетом уточнений требования поддержал по тем основаниям, что является арендодателем земельного участка площадью 186 700 кв. м с кадастровым номером 50:21:09 02 12:0047, расположенного по адресу: Московская область, Ленинский район, Булатниковский с/о, вблизи д. Суханово.

07.05.2004 г. данный земельный участок предоставлен в аренду ФГУП “Совхоз имени XXI съезда КПСС“ (далее - ФГУП “Совхоз имени XXI съезда КПСС) сроком на 49 лет.

16.05.2005 г. права по договору аренды переуступлены ООО “Ритм“.

04.09.2006 г. ответчиком УФРС по МО осуществлены действия по государственной регистрации права собственности (регистрационная запись N 50-50-98/017/2006-228)
на земельный участок площадью 186 700 кв. м с кадастровым номером 50:21:09 02 12:0047, расположенного по адресу: Московская область, Ленинский район, Булатниковский с/о, вблизи д. Суханово за Российской Федерацией.

Министерство имущественных отношений Московской области полагает, что у УФРС по МО не было оснований для государственной регистрации права собственности на данный земельный участок за Российской Федерацией.

А также в порядке п. 4 ст. 198 АПК РФ в судебном заседании был рассмотрен вопрос о восстановлении пропущенного срока заявителем для обращения в суд.

Пунктом 4 статьи 198 АК РФ предусмотрено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

В силу ст. 117 АПК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом и если не истекли предусмотренные ст. ст. 259 и 276 АПК РФ предельные допустимые сроки для восстановления.

Арбитражным судом пропущенный срок заявителя на обращение в арбитражный суд восстановлен, в порядке п. 4 ст. 198 АПК РФ.

Рассматривая вопрос о восстановлении срока на подачу заявления, суд исходил из того, что нарушение прав и законных интересов Московской области Министерству имущественных отношений Московской области стало известно только 23.01.2007 года, в связи с поступившим обращением ТУ ФАУФИ по Московской области от 17.01.2007 г. N ПП/02-240 о зарегистрированном праве на спорный земельный участок за Российской Федерацией (л.д. 29 - 30).

Представитель ТУ ФАУФИ по МО в судебном заседании заявленные требования с учетом принятых судом уточнений не признал, отзыв в дело не представил, заявленные требования не оспорил.

Представитель
УФРС по МО в судебное заседание явился, заявленные требования не признал, по основаниям, изложенным в отзыве, согласно которого, по мнению управления в судебном порядке может быть оспорено именно зарегистрированное право, а не сама по себе запись о регистрации, в связи с чем, признание незаконными действий по регистрации права не является основанием для прекращения этого права, а также обратил внимание суда на пропуск заявитель срока для обращения в суд в порядке п. 4 ст. 198 АПК РФ (л.д. 35 - 36).

Представители ООО “Ритм“ заявленные требования поддержали с учетом принятых судом уточнений, в дело представлен отзыв, согласно которого общество указало на отсутствие проведения ГУ ФРС по МО правовой экспертизы при регистрации права на спорный земельный участок, в нарушение ст. ст. 2, 12, 14, 17, 18 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“. А также общество ссылается на то, что регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок изменяет условия договора аренды, в связи с чем, появится необходимость в его переоформлении и изменения арендной платы (л.д. 38 - 40).

Представитель Роснедвижимости в судебном заседании по заявленным требованиям Минимущества МО не возражал, отзыв в дело не представлен.

Заслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом, решением Главы Администрации Ленинского района Московской области от 22.06.1993 г. N 1130 Совхозу имени XXI съезда КПСС предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок для сельхозпроизводства площадью 2315.40 га (л.д. 24).

Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от
07.05.2004 г. N 291 данный земельный участок общей площадью 186 700 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер 50:21:09 02 12:0047, расположенный по адресу: Московская область, Ленинский район, Булатниковский с/о, вблизи д. Суханово, в границах, указанных в кадастровом плане земельного участка от 01.04.2004 N 21.1/04-1587 предоставлен ФГУП “Совхоз имени XXI съезда КПСС“ в аренду сроком на 49 лет (л.д. 21).

Указанное распоряжение принято в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ, Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“, Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 г. N 576 “О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю“, постановлением Правительства Московской области от 11.10.2002 г. N 451/36 “Об организации переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения на земельные участки на право аренды или право собственности, продажи земельные участков“ и в соответствии с заявкой ФГУП “Совхоз имени XXI съезда КПСС“.

22 июля 2004 г. на основании данного распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области заключен договор аренды N 13020-Z. Договор аренды согласован с Территориальным управлением Министерства имущественных отношений по Московской области (в настоящее время - Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Московской области).

16.05.2005 г. права по договору аренды от ФГУП “Совхоз имени XXI съезда КПСС“ переуступлены на основании договора о переуступке прав N 5 - ООО “Ритм“.

Таким образом, с 22.07.2004 г. и по настоящее время Минимущество МО является арендодателем земельного участка общей площадью 186 700 кв. м с кадастровым номером 50:21:09 02
12:0047, расположенного по адресу: Московская область, Ленинский район, Булатниковский с/о, вблизи д. Суханово, в границах, указанных в кадастровом плане земельного участка от 01.04.2004 N 21.1/04-1587.

04.09.2004 г. ответчиком УФРС по МО осуществлены действия по государственной регистрации права собственности (регистрационная запись N 50-50-98/017/2006-228) на данный земельный участок за Российской Федерацией.

В соответствии со статьей 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ (далее - Закон о государственной регистрации), государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения,
ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 13 Закона о государственной регистрации, правовая экспертиза представленных документов является обязательной частью проведения государственной регистрации прав.

В силу статьи 18 данного Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.

В соответствии с частью 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период совершения действий по государственной регистрации), разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом “О разграничении государственной собственности на землю“.

В федеральной собственности находятся земельные участки:

которые признаны таковыми федеральными законами;

право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (часть 1 статья 17 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 17.07.2001 г. N 101-ФЗ “О разграничении государственной собственности на землю“, действовавшего на момент государственной регистрации права собственности Российской Федерации, основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу
судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

Такое постановление Российской Федерации не принято.

Федеральный закон от 17.04.2006 г. N 53-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“, Федеральный закон “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации“ вступил в силу с 01.07.2006 г. и не мог являться основанием для совершения оспариваемых действий по государственной регистрации.

В соответствии с действующим законодательством, статьей 30.1 Закона о государственной регистрации, государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.

В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.

Российская Федерация в лице ее уполномоченных органов с заявлением о государственной регистрации права Российской Федерации не обращалась.

Ответчиком УФРС по МО не представлено доказательств законности совершения оспариваемых действий по государственной регистрации права собственности Российской Федерации.

ТУ ФАУФИ по МО заявленные Минимуществом МО требования не оспорило.

Нарушение требований федерального законодательства влечет за собой нарушение имущественных интересов субъекта Российской Федерации - Московской области. Кроме того, получение неналоговых поступлений от арендной платы учтено при составлении бюджета области на 2007 год. Следовательно, неправомерные
действия регистрирующего органа нарушили интересы Московской области в экономической сфере деятельности.

В соответствии с пунктами 2 и 5 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативно-правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными и обязывает названные органы совершить определенные действия для устранения допущенных нарушений.

Установленные п. 2 ст. 182 и п. 7 ст. 201 АПК РФ, правила регламентируют порядок обращения решения к немедленному исполнению.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать незаконными действия Главного управления Федеральной регистрационной службы по Московской области по регистрации права собственности Российской Федерации (регистрационная запись от 04.09.2006 г. N 50-50-98/017/2006-228) на земельный участок площадью 186 700 кв. м с кадастровым номером 50:21:09 02 12:0047, расположенный по адресу: Московская область, Ленинский район, Булатниковский сельский округ, вблизи д. Суханово.

Обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Московской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в форме погашения неправомерно внесенной регистрационной записи о праве собственности Российской Федерации от 04.09.2006 г. N 50-50-98/017/2006-228 на земельный участок площадью 186 700 кв. м с кадастровым номером 50:21:09 02 12:0047, расположенный по адресу: Московская область, Ленинский район, Булатниковский сельский округ, вблизи д. Суханово.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца.