Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 26.12.2007 N Ф09-10802/07-С3 по делу N А60-9853/07 Поскольку размещение на землях поселений производственных объектов не свидетельствует об изменении категории земель и отнесении их к землям промышленности, заявление о признании недействительным решения о доначислении земельного налога, пеней и штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога судом правомерно удовлетворено.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 декабря 2007 г. N Ф09-10802/07-С3

Дело N А60-9853/07

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе

председательствующего Дубровского В.И.,

судей Гусева О.Г., Первухина В.М.

рассмотрел в судебном заседании жалобу открытого акционерного общества “Уралмежавтотранс“ (далее - общество, налогоплательщик) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2007 по делу N А60-9853/07 Арбитражного суда Свердловской области.

В судебном заседании приняли участие представители: общества - Панкратова Н.А. (доверенность от 09.01.2007 N 1); Инспекции Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району г. Екатеринбурга (далее - инспекция, налоговый орган) - Сатарова Т.В. (доверенность от 17.08.2007 N 04-13/38933).

Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения
от 30.04.2007 N 12-09/51.

Решением суда от 09.08.2007 (резолютивная часть от 07.08.2006; судья Хомякова С.А.) требования налогоплательщика удовлетворены. Решение инспекции признано недействительным.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2007 (судьи Нилогова Т.С., Мещерякова Т.И., Щеклеина Л.Ю.) решение суда отменено, в удовлетворении требований обществу отказано.

В документе, видимо, допущен пропуск текста, восстановить по смыслу который не представляется возможным.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции ст. 7, 8, 87 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), ст. п. 6, 7 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации, решения Екатеринбургской городской Думы от 22.11.2005 N 14/3 “Об установлении и введении в действие земельного налога на территории муниципального образования “город Екатеринбург“ (далее - решение Екатеринбургской городской Думы от 22.11.2005 N 14/3).

В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда без изменения, указывая, что спорный земельный участок относится к землям специального назначения.

Как следует из материалов дела, инспекцией по результатам выездной налоговой проверки общества по земельному налогу составлен акт от 30.03.2007 N 12-09/51 и вынесено решение от 30.04.2007 N 12-09/51 о доначислении земельного налога за 2006 г. в сумме 464038 руб., пеней - в сумме 49037 руб., и привлечении к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 92808 руб.

Основанием для доначислений послужили выводы налогового органа о неправильном применении ставки при расчете налога за земельный участок площадью 14300 кв. м, расположенный по адресу: г. Екатеринбург,
ул. 8 Марта, 267а, находящийся в пользовании общества на основании свидетельства от 08.02.1993 N 184-с, а затем в собственности на основании свидетельства о государственной регистрации права от 11.09.2006 серии 66АВ N 385624. При этом налоговый орган исходил из того, что земельные участки, занятые объектами промышленности, относятся к землям специального назначения, для которых установлена ставка 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.

Полагая, что решение инспекции является незаконным, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Удовлетворяя требования налогоплательщика, суд первой инстанции исходил из того, что размещение на землях поселений производственных объектов не свидетельствует об изменении категории земель и отнесении их к землям промышленности.

Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении требований налогоплательщика, апелляционный суд исходил из того, что в состав земель поселений могут входить и земли специального назначения, ссылка общества на п. 13 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации отклонена, указано на ошибочное толкование положений решения Екатеринбургской городской Думы от 22.11.2005 N 14/3 во взаимосвязи с положениями ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Однако судом апелляционной инстанции не учтено следующее.

Согласно п. 1 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Статьями 387, 394 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено установление нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Категории земель перечислены в п. 1 ст. 7 ЗК РФ.

В соответствии с п. 2 названной статьи земли, указанные в п. 1, используются в соответствии с установленным для них
целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

Как определено п. 1 ст. 7 ЗК РФ земли поселений образуют отдельную категорию.

Также отдельную категорию образуют земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

Земли специального назначения могут входить в состав земель поселений в форме территориальных зон согласно п. 1 ст. 85 ЗК РФ.

На территории муниципального образования город Екатеринбург решением Екатеринбургской городской Думы от 22.11.2005 N 14/3 с 01.01.2006 установлены ставки земельного налога в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка и категории земель.

В частности, в отношении земельных участков, отнесенных к землям специального назначения, применяется ставка в размере 1,5% от кадастровой стоимости участка; ставка 0,6% от кадастровой стоимости участка применяется в отношении прочих земельных участков и долей в праве на земельный участок.

Согласно кадастровому плану земельного участка (выписке из государственного земельного кадастра) от 27.03.2003 земельный участок входит в категорию “земли поселений“, его разрешенное использование - для промышленных нужд.

Согласно подп. 3 п. 1 ст. 85 ЗК РФ в состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к производственным территориальным зонам. Подпункт 7 указанной статьи к землям поселений относит и территориальные зоны специального назначения.

Различает указанные зоны и ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации (п. 7 и 13).

Таким образом, в решении Екатеринбургской городской Думы от 22.11.2005 N 14/3 в редакции, действовавшей с 01.01.2006, имелись неустранимые сомнения, противоречия и неясности, которые следует толковать в пользу налогоплательщика
(п. 7 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации). Разъяснения Земельного комитета администрации г. Екатеринбурга от 17.08.2006 N 23.1-19/7/3519 не могут дополнять акты законодательства о налогах и сборах, в том числе и в части установления ставок налога для различных территориальных зон. Последующие изменения в решение Екатеринбургской городской Думы от 22.11.2005 N 14/3, вступившие в силу с 01.01.2007, также свидетельствуют о существовавших в 2006 г. неясностях в данном законодательном акте.

С учетом изложенного постановление апелляционного суда следует отменить, решение суда первой инстанции - оставить в силе.

Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2007 по делу N А60-9853/07 Арбитражного суда Свердловской области отменить.

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.09.2007 по делу N А60-9853/07 оставить в силе.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району г. Екатеринбурга в пользу открытого акционерного общества “Уралмежавтотранс“ судебные расходы в сумме 1000 руб.

Председательствующий

ДУБРОВСКИЙ В.И.

Судьи

ГУСЕВ О.Г.

ПЕРВУХИН В.М.