Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 10.12.2007 N Ф09-10069/07-С3 по делу N А76-8217/07 Должностные лица налоговых органов не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам нереальными к взысканию и списывать соответствующие суммы.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 декабря 2007 г. N Ф09-10069/07-С3

Дело N А76-8217/07

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе

председательствующего Первухина В.М.,

судей Токмаковой А.Н., Жаворонкова Д.В.

рассмотрел в судебном заседании жалобу открытого акционерного общества “Челябинский автомеханический завод“ (далее - общество, налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.09.2007 по делу N А76-8217/07.

В судебном заседании приняли участие представители инспекции - Пашнин А.А. (доверенность от 12.10.2006 б/н), Федорова О.Н. (доверенность от 30.12.2004 б/н).

общества - Глушкова Т.В. (доверенность от 01.01.2007 б/н).

Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по Тракторозаводскому району г. Челябинска (далее - инспекция,
налоговый орган), выразившегося в отказе списать с лицевого счета налогоплательщика задолженность по штрафам в суммах 181435 руб. 15 коп. и 423667 руб. 15 коп. и пеням в сумме 750397 руб. 13 коп.

Решением суда первой инстанции от 13.09.2007 (судья Каюров С.Б.) заявленные требования удовлетворены частично. Бездействие инспекции признано незаконным в части отказа списания задолженности по пеням.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит судебный акт отменить в части отказа в удовлетворении заявленных им требований, заявленные требования удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Инспекция в отзыве на кассационную жалобу просит судебный акт оставить без изменения, ссылаясь на отсутствие у нее прав на списание сумм штрафа.

Как следует из материалов дела, основанием для обращения общества в суд явилось наличие на лицевом счете налогоплательщика задолженности по штрафам в суммах 181435 руб. 15 коп. и 423667 руб. 15 коп. и пеням в сумме 750397 руб. 13 коп. за неуплату подоходного налога. Письма общества от 21.08.2006 N 05-юр и от 05.04.2007 N 05-юр оставлены инспекцией без ответа.

Частично удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из необходимости сложения пеней, начисленных на 01.01.1999, при отсутствии недоимки, а также из того, что отражение сумм штрафов на лицевом счете налогоплательщика (внутриведомственном документе инспекции) не нарушает прав и законных интересов общества.

Вывод суда является правильным, соответствует законодательству и обстоятельствам дела.

В соответствии со статьей 59 Кодекса недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального
или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном:

по федеральным налогам и сборам - Правительством Российской Федерации;

по региональным и местным налогам и сборам - соответственно исполнительными органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

Во исполнение статьи 59 Кодекса Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 12.02.2001 N 100 “О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам...“, согласно которому признается безнадежной к взысканию и списывается задолженность по федеральным налогам и сборам в случае ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговые органы осуществляют права, предусмотренные Кодексом, и несут обязанности, предусмотренные Кодексом и иными федеральными законами (пункт 2 статьи 31 и пункт 2 статьи 32 Кодекса). Должностные лица налоговых органов обязаны реализовывать права и обязанности в пределах своей компетенции (статья 33 Кодекса).

Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 “О налоговых органах Российской Федерации“ налоговые органы в своей деятельности руководствуются Кодексом и другими федеральными законами, названным Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

Должностные лица налоговых органов не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам нереальными к взысканию и списывать соответствующие суммы.

Поэтому у инспекции, действовавшей в рамках предоставленных ей полномочий, не было оснований удовлетворять заявление общества об исключении из лицевого счета налогоплательщика сумм задолженности по штрафам, а у суда - понуждать налоговый орган принять
решение об их списании, так как суд по своей инициативе не вправе списывать долги налогоплательщика, нереальные для взыскания.

Лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов (Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, утвержденные Приказом Министерства налоговой службы России от 05.08.2002 N БГ-3-10/411). Наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2005 N 16507/04).

В остальной части судебный акт не обжалуется.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.09.2007 по делу N А76-8217/07 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества “Челябинский автомеханический завод“ - без удовлетворения.

Председательствующий

ПЕРВУХИН В.М.

Судьи

ТОКМАКОВА А.Н.

ЖАВОРОНКОВ Д.В.