Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 03.12.2007 N Ф09-9927/07-С6 по делу N А60-7509/2007-С6 Установив, что к заявлению о государственной регистрации права были приложены необходимые для ее проведения документы, содержание которых позволяет сделать вывод о наличии оснований для проведения государственной регистрации ранее возникшего права оперативного управления, суды правомерно признали отказ регистрационной службы в государственной регистрации права оперативного управления незаконным.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 декабря 2007 г. N Ф09-9927/07-С6

Дело N А60-7509/2007-С6

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе

председательствующего Маликовой Э.М.,

судей Купреенкова В.А., Сулейменовой Т.В.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области (далее - регистрационная служба) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.06.2007 (резолютивная часть от 20.06.2007) по делу N А60-7509/2007-С6 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2007 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.

В судебном заседании приняли участие представители:

регистрационной службы - Черныш А.О. (доверенность от 25.12.2006 N 08-16/225);

Инспекции Федеральной налоговой службы по г.
Верхней Пышме (далее - налоговый орган) - Мальцева Н.В. (доверенность от 10.01.2007 N 1).

Налоговый орган обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий регистрационной службы по отказу в государственной регистрации права оперативного управления в отношении объекта недвижимого имущества - здания хозяйственного блока литера Г1, расположенного по адресу: г. Верхняя Пышма, ул. Менделеева, 13, и обязании регистрационную службу произвести государственную регистрацию права оперативного управления на указанное здание (с учетом уточнения предмета заявленных требований, л. д. 90).

Определением суда от 06.06.2007 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области (далее - территориальное управление).

Решением суда от 27.06.2007 (резолютивная часть от 20.06.2007; судья Окулова В.В.) заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными действия регистрационной службы по отказу в государственной регистрации права оперативного управления в отношении объекта недвижимого имущества - здания хозяйственного блока литера Г1, расположенного по адресу: г. Верхняя Пышма, ул. Менделеева, 13. На регистрационную службу возложена обязанность произвести государственную регистрацию права оперативного управления объекта недвижимого имущества - здания хозяйственного блока литера Г1, расположенного по адресу: г. Верхняя Пышма, ул. Менделеева, 13.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2007 (судьи Хаснуллина Т.Н., Виноградова Л.Ф., Панькова Г.Л.) решение суда оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, регистрационная служба просит судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами ст. 17, 18, 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“. По мнению заявителя, государственная регистрация
права оперативного управления на спорное здание не могла быть проведена ввиду непредставления налоговым органом необходимых документов.

Как установлено судами, налоговый орган 30.01.2007 обратился в регистрационную службу с заявлением о регистрации права оперативного управления на объект недвижимости - здание хозяйственного блока литера Г1, общей площадью 82,4 кв. м, расположенное по адресу: г. Верхняя Пышма, ул. Менделеева, 13, на основании перечня, утвержденного исполняющим обязанности первого заместителя министра по управлению государственным имуществом по Свердловской области Молотковым А.М. от 19.08.1999, приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 20.08.1999 N 420 (л. д. 67).

Регистрационная служба 27.02.2007 известила налоговый орган о приостановлении до 27.03.2007 государственной регистрации права оперативного управления в отношении объекта недвижимого имущества - здания хозяйственного блока литера Г1, расположенного по адресу: г. Верхняя Пышма, ул. Менделеева, 13, в связи с отсутствием данного объекта в перечне государственного имущества, закрепленного за Государственным учреждением - Государственной налоговой инспекцией по г. Верхней Пышме на праве оперативного управления по состоянию на 01.01.1999 (л. д. 88).

В сообщении от 27.03.2007 регистрационная служба отказала в государственной регистрации права оперативного управления в отношении объекта недвижимого имущества - здания хозяйственного блока литера Г1, расположенного по адресу: г. Верхняя Пышма, ул. Менделеева, 13, на основании абз. 8 п. 1 ст. 20 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“, ссылаясь при этом на то, что в представленном на государственную регистрацию права оперативного управления перечне государственного имущества, закрепленного за Государственным учреждением - Государственной налоговой инспекцией по г. Верхней Пышме - на праве оперативного управления, по состоянию на 01.01.1999 указанный объект
отсутствует (л. д. 87).

Считая действия регистрационной службы по отказу в государственной регистрации права оперативного управления в отношении спорного объекта недвижимого имущества незаконными и нарушающими права и законные интересы налогового органа, последний обратился с заявлением в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно исходили из следующего.

В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются наряду с актами, изданными органами государственной власти или органами местного самоуправления, договоры, другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Согласно п. 2 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

В силу абз. 8 п. 1 ст. 20 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ в государственной регистрации прав может быть отказано, если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества.

Судами установлено, что для государственной регистрации права оперативного управления налоговым органом представлены, в том числе,
выписка из Реестра федерального имущества от 20.10.2006 N АЛ-7540 (л. д. 28), в соответствии с которой спорный объект недвижимости используется налоговым органом, а также договор купли-продажи от 08.12.1994 (зарегистрирован в БТИ 20.12.1994) о приобретении налоговой инспекцией недвижимого имущества, в том числе здания хозяйственного блока.

При этом, как правильно указали суды, из материалов дела усматривается, что здание по улице Менделеева, 13, в том числе спорное имущество - хозяйственный блок литера Г1 (ранее - кладовая) - передано с баланса Верхне-Пышминского строительного управления на баланс налоговому органу на основании приказа по строительному тресту “Уралмедьстрой“ от 27.06.1991 N 173 согласно решению Верхне-Пышминского городского Совета от 20.06.1990 (акт приемки-передачи основных средств от декабря 1991 г.).

Впоследствии указанный объект недвижимости приобретен налоговым органом на основании договора купли-продажи от 08.12.1994 в составе единого комплекса - детского сада. В соответствии с данным договором 01.11.2006 зарегистрировано право собственности Российской Федерации, в том числе на здание хозяйственного блока литер Г1, расположенное по адресу: г. Верхняя Пышма, ул. Менделеева, 13, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной данным Законом. Государственная регистрация таких прав производится по желанию их обладателей.

Материалами дела подтверждено, что спорный объект недвижимости с 1994 года находится во владении и пользовании налогового органа. То обстоятельство, что указанное имущество не было поименовано в перечне государственного имущества, закрепляемого на праве оперативного управления по состоянию на
01.01.1999, само по себе не свидетельствует о том, что на указанное имущество у налогового органа не возникло прав.

Установив, что к заявлению о государственной регистрации права были приложены необходимые для ее проведения документы, содержание которых позволяет сделать вывод о наличии оснований для проведения государственной регистрации ранее возникшего права оперативного управления, суды правомерно признали отказ регистрационной службы в государственной регистрации права оперативного управления незаконным.

Довод регистрационной службы о том, что государственная регистрация права оперативного управления на спорное здание не могла быть проведена ввиду непредставления налоговым органом необходимых документов, отклоняется, поскольку направлен на переоценку установленных судами обстоятельств, что в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается.

Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

Решение Арбитражного суда Свердловской области и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда законны и отмене не подлежат. Кассационную жалобу следует оставить без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.06.2007 (резолютивная часть от 20.06.2007) по делу N А60-7509/2007-С6 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области - без удовлетворения.

Председательствующий

МАЛИКОВА Э.М.

Судьи

КУПРЕЕНКОВ В.А.

СУЛЕЙМЕНОВА Т.В.