Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 29.10.2007 N Ф09-8758/07-С3 по делу N А60-5661/07 Дело по заявлению о признании недействительным требования налогового органа в части начисления пеней за неуплату налогов и страховых взносов направлено на новое рассмотрение, поскольку сведения о принятии налоговым органом мер по бесспорному и судебному взысканию недоимки и пеней в материалах дела отсутствуют, данные обстоятельства судами не исследовались, и, следовательно, не установлено на какую часть недоимки, на которую начислены пени, утрачено право на бесспорное или судебное взыскание.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 октября 2007 г. N Ф09-8758/07-С3

Дело N А60-5661/07

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе

председательствующего Первухина В.М.,

судей Токмаковой А.Н., Гавриленко О.Л.

рассмотрел в судебном заседании жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган), общества с ограниченной ответственностью “Уральское производственное предприятие “Вектор“ (далее - предприятие, налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.05.2007 по делу N А60-5661/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2007 по тому же делу.

В судебном заседании приняли участие представители:

инспекции - Зырянова Ю.С. (доверенность от 11.12.2006 N 03-08/1;

предприятия - Егоров А.И. (доверенность от 14.09.2005 N 40).

Предприятие обратилось
в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными требования инспекции от 05.02.2007 N 831 в части начисления 3263651 руб. 13 коп. пеней за неуплату налогов и страховых взносов.

Решением суда первой инстанции от 25.05.2007 (судья Хомякова С.А.) заявленные требования удовлетворены.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 02.08.2007 (судьи Гулякова Г.Н., Сафонова С.Н., Грибиниченко О.Г.) решение суда изменено. Требование инспекции признано недействительным в части начисления и взыскания пеней, начисленных на недоимку, образовавшуюся до 05.11.2006.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит судебные акты отменить в части удовлетворения требований предприятия, ссылаясь на неправильное применение ст. 69, 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Предприятие просит отменить постановление суда апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных им требований в связи с неправильным применением ст. 69 Кодекса.

Как следует из материалов дела, инспекцией налогоплательщику направлено требование от 05.02.2007 N 831 об уплате 4304358 руб. 60 коп. налогов и страховых взносов в Фонд обязательного медицинского страхования и Пенсионный фонд Российской Федерации и 3263651 руб. 13 коп. пеней за неуплату указанных налогов и страховых взносов.

Считая названное требование инспекции незаконным в части начисления пеней, налогоплательщик обратился в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый ненормативный акт инспекции не соответствует требованиям ст. 69 Кодекса, а также из того, что инспекцией утрачено право на взыскание пеней в части недоимки, образовавшейся более трех лет назад.

Изменяя решение суда и частично отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что нарушения ст. 69 Кодекса носят устранимый характер, а также из того, что
часть пеней начислена на сумму недоимки, по которой инспекцией утрачено право взыскания.

При этом утраченным признано право на взыскание пеней, начисленных на недоимку, возникшую за пределами трех месяцев, предшествующих дате выставления требования.

Вывод суда апелляционной инстанции в части устранимого характера нарушений ненормативного акта инспекции является верным, так как в материалы дела представлены расчеты пеней, а суммы начисленных налогов и страховых взносов налогоплательщик не оспаривает.

Однако судом апелляционной инстанции не учтено следующее.

Согласно п. 1 ст. 45 Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу п. 5 ст. 75 Кодекса пеня уплачивается одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Начисление и взыскание пеней на суммы недоимки, по которой истек срок давности взыскания, противоречит действующему налоговому законодательству.

Налоговый орган не лишается возможности производить начисление пеней на задолженность, в отношении которой в установленные сроки приняты меры по ее бесспорному взысканию в порядке ст. 46, 47 Кодекса. При этом истечение трехлетнего срока с момента образования недоимки по налогу не свидетельствует об утрате инспекцией возможности исполнения указанных решений.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ, а не пункт 3.

Налоговый орган утрачивает право на взыскание пеней в судебном порядке в случае, если им пропущен срок, установленный п. 3 ст. 48 Кодекса.

Исковое заявление о взыскании недоимки может быть подано налоговым органом в суд в течение шести
месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, которое должно быть направлено налогоплательщику в сроки, установленные ст. 70 Кодекса.

Данное положение применяется также при взыскании пеней (п. 10 ст. 48 Кодекса). Пропуск налоговым органом срока направления требования не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней (п. 6 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71).

Таким образом, Кодекс регламентирует порядок и сроки направления требования не только об уплате налога, но и пеней, и с направлением требования связывает применение порядка принудительного взыскания пеней в установленные сроки.

Исходя из того, что пени начисляются за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, налоговый орган вправе принять меры по бесспорному взысканию пеней в пределах 60-дневного срока, исчисляемого с момента истечения следующих сроков:

- срок направления требования;

- срок добровольного исполнения требования.

Обратиться в суд с заявлением о взыскании пеней налоговый орган вправе в пределах шестимесячного срока, исчисляемого с момента истечения следующих сроков:

- срок направления требования;

- срок добровольного исполнения требования;

- срок для взыскания в бесспорном порядке.

Вывод суда апелляционной инстанции о правомерности начисления пеней только на недоимку, срок уплаты которой наступил после 05.11.2006, противоречит изложенному выше.

Из материалов дела следует, что недоимка, на которую начислены оспариваемые суммы пеней, образовалась в период с 2001 г. по 2007 г. и выявлена по результатам налоговой проверки, по данным налоговых деклараций предприятия, а также в связи с отменой реструктуризации.

Сведения о принятии инспекцией мер по бесспорному и судебному взысканию недоимки и пеней в материалах дела отсутствуют, данные обстоятельства судами не исследовались, и, следовательно, не установлено на какую часть
недоимки, на которую начислены пени, инспекцией утрачено право на бесспорное или судебное взыскание.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует отменить, а дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции для устранения указанных недостатков.

Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.05.2007 по делу N А60-5661/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2007 по тому же делу отменить.

Направить дело в Арбитражный суд Свердловской области на новое рассмотрение.

Председательствующий

ПЕРВУХИН В.М.

Судьи

ТОКМАКОВА А.Н.

ГАВРИЛЕНКО О.Л.