Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 16.08.2007 N Ф09-6524/07-С1 по делу N А60-4975/07 Допущенные работником противоправные виновные действия не освобождают общество от административной ответственности, так как реализация товаров осуществляется от его имени, следовательно, принимая на работу работника, общество несет ответственность за неприменение им контрольно-кассовой техники.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 августа 2007 г. Дело N Ф09-6524/07-С1“

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.04.2007 принято по делу N А60-4975/07, а не N 60-4975/07.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Лимонова И.В., судей Лукьянова В.А., Кротовой Г.В. рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.04.2007 по делу N 60-4975/07.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Закрытое акционерное общество “Федеральная розничная сеть
“Ультра“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления инспекции от 09.03.2007 N 19/80 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в сумме 30000 руб.

Решением суда от 25.04.2007 (судья Ефимов Д.В.) заявленные требования удовлетворены.

В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, налоговый орган просит указанный судебный акт отменить, в удовлетворении заявления общества отказать, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки выполнения обществом требований, установленных Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ (далее - Закон), в принадлежащем ему салоне “Сотовая сеть“, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул. Викулова, 39, инспекцией выявлены излишки в сумме 390 руб.

По результатам проверки налоговым органом составлены акт проверки от 27.02.2007, акт проверки выдачи чека от 27.02.2007 N 005855, акт проверки наличных денежных средств кассы от 27.02.2007 N 2. Взяты объяснения у продавца Бухаровой Н.А. к акту проверки от 27.02.2007, из которых следует, что 130 руб. - сумма, возникшая в результате неприменения контрольно-кассовой машины при реализации автомобильного зарядного устройства стоимостью 129 руб.; 200 руб. - сумма, оставшаяся от выручки предыдущего дня; 60 руб. - сумма, составляющая личные денежные средства Бухаровой Н.А.; 1 руб. -
сумма, переплаченная покупателем при приобретении зарядного устройства по цене 129 руб.

На основании протокола N 19/80 об административном правонарушении, составленного 28.02.2007, инспекцией вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 09.03.2007 N 19/8, которым общество привлечено к административной ответственности, установленной ст. 14.5 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 30000 руб.

Считая указанное постановление инспекции незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об его отмене.

Отменяя постановление инспекции, суд исходил из недоказанности налоговым органом состава вменяемого обществу административного правонарушения.

Данные выводы суда являются необоснованными, не соответствуют требованиям Закона и противоречат материалам дела.

В силу п. 1 ст. 2 Закона контрольно-кассовая техника применяется в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении наличных денежных расчетов в случае продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Из содержания п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 “О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин“ следует, что под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать, в частности, фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата.

Статьей 14.5 Кодекса предусмотрена ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.

В соответствии со ст. 26.2 Кодекса доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном
правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В объяснениях продавца Бухаровой Н.А., данных при составлении акта проверки (л. д. 27), ею дословно указано: “излишки в сумме 130 руб. образовались в результате того, что покупатель приобрел у нас автомобильное зарядное устройство (согласно ценнику цена - 129 руб. 00 коп.). Наличные денежные средства в сумме 130 руб. мною, Бухаровой Н.А., 27.02.2007 были приняты, чек не пробила“.

Поскольку работник общества, получив от покупателя денежные средства в счет оплаты товара, осуществил наличный расчет в сумме 130 руб., выдал покупателю товар, то есть окончил наличный расчет и завершил сделку розничной купли-продажи, но чек не отбил и покупателю не выдал (не применил контрольно-кассовый аппарат), то данные действия (бездействие) образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.5 Кодекса.

Факт совершения правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 Кодекса, подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, и обществом не оспаривается.

В силу ч. 1 ст. 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду абзац 2 пункта 4 Определения Конституционного Суда РФ от 14.12.2000 N 244-О, а не абзац 2 пункта 3.

Согласно абз. 2 п. 3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 N 244-О вина организации проявляется в виновном действии (бездействии) соответствующих лиц, действующих от ее
имени и допустивших неприменение контрольно-кассовой техники.

Допущенные работником противоправные виновные действия не освобождают общество от административной ответственности, так как реализация товаров осуществляется от его имени, следовательно, принимая на работу работника, общество несет ответственность за неприменение им контрольно-кассовой техники.

При таких обстоятельствах вывод суда о недоказанности инспекцией факта совершения обществом вменяемого ему административного правонарушения является необоснованным. Правовых оснований для признания судом оспариваемого постановления инспекции незаконным, его отмены и удовлетворения заявленного обществом требования не имелось.

С учетом изложенного обжалуемое решение суда не может являться законным и подлежит отмене.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, в достаточной степени подтверждаются имеющимися в нем доказательствами, суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.

Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.04.2007 по делу N 60-4975/07 отменить.

В удовлетворении заявления закрытого акционерного общества “Федеральная розничная сеть “Ультра“ об отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга от 09.03.2007 N 19/80 о привлечении закрытого акционерного общества “Федеральная розничная сеть “Ультра“ к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания штрафа в размере 30000 руб. отказать.

Председательствующий

ЛИМОНОВ И.В.

Судьи

ЛУКЬЯНОВ В.А.

КРОТОВА Г.В.