Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 16.07.2007 N Ф09-5320/07-С1 по делу N А47-944/07 Удовлетворяя требования о признании незаконными действий налогового органа в части отказа в проведении зачета ошибочно перечисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, суд правомерно исходил из того, что в силу ст. 78 НК РФ зачету (возврату) подлежат и платежи во внебюджетные фонды, а также из того, что налоговый орган является субъектом, полномочным скоординировать платежи по пенсионному страхованию.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июля 2007 г. Дело N Ф09-5320/07-С1“

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Лимонова И.В., судей Черкезова Е.О., Василенко С.Н. рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Оренбургской области (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 02.04.2007 по делу N А47-944/07.

Представители заинтересованных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Индивидуальный предприниматель Ф.И.О. (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконными действий инспекции в части отказа в проведении зачета ошибочно перечисленных страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование с кода бюджетной классификации (далее - КБК) 18210202010061000160 на КБК 18210202030061000160 в сумме 900 руб., с КБК 18210202020061000160 на КБК 18210202040061000160 в сумме 480 руб.

Решением суда от 02.04.2007 (судья Говырина Н.И.) заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.

В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судом названных ею норм материального права.

Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, предприниматель обратился к инспекции с заявлением, в котором просил зачесть взносы на обязательное пенсионное страхование, ошибочно зачисленные, с КБК 18210202010061000160 на КБК 18210202030061000160 в сумме 900 руб., с КБК 18210202020061000160 на КБК 18210202040061000160 в сумме 480 руб.

В письме от 25.01.2007 инспекция отказала в зачете названных страховых взносов на том основании, что налоговым органам не предоставлено право на проведение зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Страховые взносы не являются налоговыми платежами, следовательно, не могут быть возвращены в порядке, установленном ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Считая отказ инспекции неправомерным, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что в силу ст. 78 Кодекса зачету (возврату) подлежат и платежи во внебюджетные фонды, а также из того, что налоговый орган является субъектом, полномочным скоординировать платежи по пенсионному страхованию.

Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ
“Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

В п. 1 ст. 13 Федерального закона установлено право страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов - осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи внесены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законодатель для органов Пенсионного фонда Российской Федерации не установил.

Поскольку Федеральный закон не определяет порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения гл. 12 Кодекса.

В силу п. 7, 9 ст. 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

В соответствии с п. 5 ст. 78 Кодекса по заявлению налогоплательщика сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки.

В п. 13 ст. 78 Кодекса установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога,
предусмотренные данной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что предпринимателем ошибочно зачислены взносы на обязательное пенсионное страхование на КБК 18210202010061000160 вместо КБК 18210202030061000160 в сумме 900 руб. и на КБК 18210202620061000160 вместо КБК 18210202040061000160 в сумме 480 руб.

Факт излишней уплаты предпринимателем страховых взносов в указанных суммах инспекцией не оспаривается.

Таким образом, предъявленные к инспекции требования предпринимателя по зачету излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование согласно ст. 78 Кодекса правомерны.

Доводы инспекции, содержащиеся в кассационной жалобе, подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку основаны на неверном толковании закона.

Фактические обстоятельства дела судом кассационной инстанции не переоцениваются в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного названный судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 02.04.2007 по делу N А47-944/07 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Оренбургской области - без удовлетворения.

Председательствующий

ЛИМОНОВ И.В.

Судьи

ЧЕРКЕЗОВ Е.О.

ВАСИЛЕНКО С.Н.