Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 03.07.2007 N Ф09-5020/07-С2 по делу N А71-8988/06 Заявление о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности за неуплату НДС (п. 1 ст. 122 НК РФ) судом удовлетворено, поскольку судом установлено, что отнесение спорной суммы НДС к налоговым вычетам произведено налогоплательщиком с соблюдением условий, предусмотренных ст. 169, 171, 172 НК РФ, обществом понесены реальные затраты по уплате начисленных поставщиками сумм НДС.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 июля 2007 г. Дело N Ф09-5020/07-С2“

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Меньшиковой Н.Л., судей Сухановой Н.Н., Беликова М.Б. рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Удмуртской Республике (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.01.2007 по делу N А71-8988/06 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2007 по тому же делу.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Общество с ограниченной ответственностью “Ижвтормет+“ (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской
Республики с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 22.11.2006 N 14-20/9786.

Решением суда от 16.01.2007 (судья Зорина Н.Г.) заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2007 (судьи Борзенкова И.В., Богданова Р.А., Гулякова Г.Н.) решение суда оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.

Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за апрель 2006 г. инспекцией вынесено решение от 22.11.2006 N 14-20/9786, согласно которому обществу начислены НДС в сумме 364001 руб. 04 коп., штраф, предусмотренный п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в сумме 72957 руб. 20 коп. и отказано в предоставлении налоговых вычетов по НДС в сумме 364001 руб. 04 коп.

По мнению налогового органа, обществом необоснованно заявлена к вычету спорная сумма НДС в связи с тем, что счета-фактуры, выставленные обществом с ограниченной ответственностью “Механик“, закрытым акционерным обществом “Капитальный ремонт скважин“, обществом с ограниченной ответственностью “Фирма “Юнит“, закрытым акционерным обществом “Технологический транспорт“, не соответствуют требованиям, установленным ст. 169 Кодекса, поскольку указанные поставщики применяют льготу, предусмотренную п. 3 ст. 149 Кодекса, и плательщиками НДС не являются.

Признавая решение инспекции недействительным, суды доводы инспекции отклонили и указали, что Кодекс не запрещает лицам, освобожденным от уплаты НДС, выставлять счета-фактуры с выделением сумм налога, но возлагает на
них обязанность по его уплате в бюджет, соответственно неисполнение указанной обязанности по уплате налога не может служить основанием для отказа в применении налоговых вычетов покупателю при соблюдении им предусмотренных законом условий для применения вычета.

Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и законодательству о налогах и сборах.

Согласно ст. 169, 171, 172 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить НДС на установленные налоговые вычеты, которые производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.

В силу подп. 24 п. 3 ст. 149 Кодекса операции по реализации лома и отходов черных и цветных металлов налогообложению на территории Российской Федерации не подлежат.

В документе, видимо, допущен пропуск текста: имеется в виду “Пунктом 5 ст. 149 Кодекса установлено, что налогоплательщик, осуществляющий...“.

Пунктом 5 ст. 149 Кодекса, что налогоплательщик, осуществляющий операции, перечисленные в п. 3 ст. 149 Кодекса, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.

При этом п. 5 ст. 173 Кодекса предусматривает, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога.

Из материалов дела следует, что общество заявило об отказе от освобождения операций по реализации лома черных и цветных металлов от налогообложения с 01.01.2006. При осуществлении указанных операций поставщиками, применяющими льготу, предусмотренную п. 3 ст. 149 Кодекса,
выставлены счета-фактуры с выделением НДС отдельной строкой. При этом, оценив и исследовав в соответствии со ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, судами установлено, что задолженность по уплате НДС в проверяемый период у указанных поставщиков отсутствует. Доказательств обратного налоговым органом не представлено. Уплаченные поставщикам суммы НДС налогоплательщик отразил в налоговой декларации за апрель 2006 г. в качестве налоговых вычетов.

С учетом изложенного суды пришли к правильным выводам о том, что выставление поставщиками счетов-фактур с выделенной суммой НДС по операциям, не облагаемым этим налогом, не может служить основанием для отказа обществу в праве на применение налогового вычета, поскольку им соблюдены условия применения налоговых вычетов, установленные ст. 171 и 172 Кодекса, и понесены реальные затраты по уплате начисленных поставщиками сумм НДС.

Выводы судов сделаны на основе всестороннего, объективного и полного исследования материалов дела, не противоречат им и в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценке в суде кассационной инстанции не подлежат.

В соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 333.21, ст. 333.37 Кодекса и учитывая, что указанным Кодексом не предусмотрено освобождение государственных органов и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты госпошлины при подаче кассационной жалобы по делам, по которым данные органы выступают в качестве ответчика, с инспекции подлежит взысканию госпошлина за подачу кассационной жалобы в сумме 1000 руб.

При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.01.2007 по делу N А71-8988/06
и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Удмуртской Республике - без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Удмуртской Республике в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.

Председательствующий

МЕНЬШИКОВА Н.Л.

Судьи

СУХАНОВА Н.Н.

БЕЛИКОВ М.Б.