Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 21.05.2007 N Ф09-724/07-С4 по делу N А34-5007/06 Суды правильно исключили из суммы убытков, возникших у истца вследствие недостаточного финансирования возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, НДС, так как суммы, полученные из бюджета в возмещение расходов по предоставлению населению льгот по действующему законодательству, не являются объектом обложения НДС.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 мая 2007 г. Дело N Ф09-724/07-С4“

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Минина С.Д., судей Дядченко Л.В., Мальцевой Т.С. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) на решение Арбитражного суда Курганской области от 23.11.2006 по делу N А34-5007/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2007 по тому же делу по иску открытого акционерного общества “Уралсвязьинформ“ в лице Курганского филиала электросвязи (далее - ОАО “Уралсвязьинформ“) к Минфину России, Финансовому управлению Курганской области, Финансовому отделу администрации Лебяжьевского района Курганской области, с участием в деле третьих лиц, о солидарном
взыскании 38072 руб. 78 коп. убытков.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

ОАО “Уралсвязьинформ“ обратилось в Арбитражный суд Курганской области с иском к Минфину России, Финансовому управлению Курганской области, Финансовому отделу администрации Лебяжьевского района Курганской области, третье лицо - Отдел социальной защиты населения администрации муниципального образования Лебяжьевского района Курганской области, о солидарном взыскании 38072 руб. 78 коп. убытков (с учетом налога на добавленную стоимость), возникших в результате невозмещения расходов, связанных с предоставлением в 2004 г. отдельным категориям граждан льгот по оплате абонентской платы за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой на основании Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ (с учетом уточнения исковых требований).

Определением суда первой инстанции от 25.09.2006 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Курганской области от 23.11.2006 (резолютивная часть от 21.11.2006; судья Пирогова В.П.) с Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО “Уралсвязьинформ“ взыскано 32265 руб. 06 коп. убытков. В удовлетворении остальной части исковых требований и в иске к другим ответчикам отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2007 (судьи Махрова Н.В., Хасанова М.Т., Рачков В.В.) решение оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Минфин России просит решение и постановление изменить, принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении иска ОАО “Уралсвязьинформ“ к Минфину России, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права (ст. 424, 1064, 1069 Гражданского
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как установлено судами и следует из материалов дела, между Отделом социальной защиты населения администрации Лебяжьевского района Курганской области и ОАО “Уралсвязьинформ“ заключен договор от 05.01.2004 N 46, регулирующий правоотношения сторон по предоставлению отчетности и возмещению расходов, связанных с предоставлением инвалидам льгот в виде 50-процентной скидки за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой.

В течение 2004 г. ОАО “Уралсвязьинформ“ предоставляло отдельным категориям граждан льготы в виде 50-процентной скидки за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой в соответствии со ст. 28 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ (в редакции, действовавшей в указанный период).

Полагая, что в результате недостаточного компенсирования фактически предоставленных в 2004 г. льгот, предусмотренных Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, у ОАО “Уралсвязьинформ“ образовались убытки в сумме 38072 руб. 78 коп., в том числе налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 5807 руб. 72 коп., последнее обратилось в арбитражный суд с данным иском.

Удовлетворяя заявленные требования в сумме 32265 руб. 06 коп., суды исходили из того, что, поскольку наличие и размер не возмещенных истцу расходов, связанных с предоставлением льгот, подтверждаются материалами дела, то в силу ст. 15, 16, 1069, 1071 Кодекса данные расходы составляют его убытки, которые в связи с неисполнением государством обязанности по их компенсации подлежат взысканию с Минфина России за счет казны Российской Федерации.

Отказывая в удовлетворении остальной части иска, суды указали на то,
что согласно пп. 1 п. 1 ст. 146, абз. 2 п. 2 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) суммы, полученные из бюджета в возмещение убытков от предоставления населению льгот по действующему федеральному законодательству, не являются объектом налогообложения по НДС.

Данные выводы судов являются законными и обоснованными.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ (в редакции, действовавшей в спорный период) инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, устанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963 (в редакции от 28.02.2002) “О порядке возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот“ (действие которого продлено на 2004 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2004 N 80) расходы по реализации льгот, установленных для инвалидов, должны возмещаться предприятиям связи за счет средств федерального бюджета.

Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (п. 1 ст. 15 Кодекса).

В силу ст. 16, 1069 Кодекса убытки, причиненные юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

На основании ст. 1071 Кодекса от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 данного Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Предоставление ОАО
“Уралсвязьинформ“ в 2004 г. отдельным категориям граждан льгот в виде 50-процентной скидки за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой, а также сумма понесенных в связи с этим расходов подтверждаются списками льготников с указанием размера понесенных расходов; актами сверки расчетов между ОАО “Уралсвязьинформ“ и Отделом социальной защиты населения администрации Лебяжьевского района Курганской области; счетами-фактурами; Приказами Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 23.04.2003 N 122 “Об утверждении решения правления МАП России“ и Федеральной службы по тарифам от 29.07.2004 N 15-с/3 “О введении в действие решения правления Федеральной службы по тарифам“, установившими тарифы на услуги телефонной связи, действовавшие в спорный период.

Суды, установив, что в 2004 г. из федерального бюджета было выделено недостаточно денежных средств для возмещения расходов, связанных с реализацией Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, обоснованно пришли к выводу о возникновении у ОАО “Уралсвязьинформ“ убытков, которые подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России.

Согласно абз. 2 п. 2 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

В п. 33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 “Налог на добавленную стоимость“ Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 (действовавших на момент оказания услуг), разъяснено,
что суммы дотаций, предоставляемых из бюджетов различного уровня на покрытие фактически полученных организацией убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен и предоставлением льгот отдельным потребителям в соответствии с законодательством Российской Федерации, не включаются в налоговую базу по НДС.

На основании изложенного суды правильно исключили из суммы, подлежащей взысканию с ответчика, НДС, так как суммы, полученные из бюджета в возмещение расходов по предоставлению населению льгот по действующему законодательству, не являются объектом налогообложения по НДС.

Таким образом, суды правомерно взыскали с Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО “Уралсвязьинформ“ 32265 руб. 06 коп. убытков, возникших у истца вследствие недостаточного финансирования в 2004 г. возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот по Федеральному закону “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного судом кассационной инстанции отклоняются доводы заявителя кассационной жалобы как основанные на неправильном толковании норм материального права, обжалуемые судебные акты являются законными и отмене не подлежат, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Курганской области от 23.11.2006 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2007 по делу N А34-5007/06 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий

МИНИН С.Д.

Судьи

ДЯДЧЕНКО Л.В.

МАЛЬЦЕВА Т.С.