Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 14.02.2007 N Ф09-343/07-С1 по делу N А47-6487/06 Законодательством о валютном регулировании предусмотрена обязанность представления резидентом в банк паспорта сделки копий товарных накладных и двух экземпляров справки о подтверждающих документах в установленный срок. Несоблюдение данной обязанности влечет привлечение заявителя к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, несмотря на его ссылки об отсутствии вины в связи с применением писем органа валютного регулирования и валютного контроля ЦБ РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 февраля 2007 г. Дело N Ф09-343/07-С1“

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Черкезова Е.О., судей Лукьянова В.А., Василенко С.Н. рассмотрел в судебном заседании жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области (далее - управление) на решение суда первой инстанции от 07.07.2006 и постановление суда апелляционной инстанции от 26.10.2006 (резолютивная часть от 20.10.2006) Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-6487/06.

Представители лиц, участвующих в деле, извещенных судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Общество с ограниченной ответственностью “Оренбургский радиатор“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской
области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления от 07.06.2006 N 2/83 по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде взыскания штрафа в сумме 40000 руб.

Решением суда первой инстанции от 07.07.2006 (судья Сиваракша В.И.) заявленные требования удовлетворены.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 26.10.2006 (судьи Дмитриенко Т.А., Галиаскарова З.И., Деревягина Л.А.) решение суда оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, управление просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судами положений ст. 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле“ (далее - Закон), Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П “О порядке представления резидентами уполномоченным банком документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций“ (далее - Положение ЦБ РФ).

Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, управлением проведена проверка общества по вопросам соблюдения требований валютного законодательства и актов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности в период с 01.01.2005 по 01.04.2006.

В ходе проверки установлено, что обществом не соблюден порядок представления форм учета и отчетности по валютным операциям, а именно справка о подтверждающих документах и копия грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) со сроком представления до 15.12.2005 представлены обществом в уполномоченный банк лишь 16.12.2005.

По результатам проверки управлением составлены акт от 25.05.2006, протокол об
административном правонарушении от 25.05.2006 N 2/80, на основании которых в отношении общества вынесено постановление от 07.06.2006 N 2/83 о привлечении последнего к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 40000 руб.

Считая привлечение к административной ответственности незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования общества, суд первой инстанции исходил из того, что справка о подтверждающих документах и копия ГТД не могут рассматриваться как документы учета и отчетности по валютным операциям, следовательно, отсутствует событие вменяемого административного правонарушения.

Суд апелляционной инстанции оставил решение без изменения, указал на наличие события вменяемого правонарушения, но определил, что отсутствует вина общества, поскольку в письме Департамента валютного регулирования и валютного контроля Центрального банка Российской Федерации (далее - департамент) от 05.07.2006 N 12-1-5/1461 со ссылкой на письмо департамента от 25.07.2005 N 12-1-4/1863 обществу разъяснено, что справка о подтверждающих документах является документом, подтверждающим осуществление валютной операции, а не одной из форм учета и отчетности по проводимым валютным операциям.

Выводы судов являются неправильными, не соответствуют установленному законодательству и обстоятельствам дела.

В силу ч. 2 ст. 24 Закона резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны, в частности, представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены ст. 23 Закона.

На основании п. 1.3, 2.2, 2.4 Положения ЦБ РФ учет валютных операций и контроль за их проведением осуществляет уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка), в котором по контракту резидентом оформлен или переоформлен паспорт сделки в соответствии с нормативным актом Банка России, регулирующим порядок учета валютных операций и оформления паспортов сделок. Подтверждающие документы представляются
резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в Приложении 1 к настоящему Положению (далее - справка о подтверждающих документах). Справка о подтверждающих документах представляется резидентом в банк ПС в срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

Согласно ч. 6 ст. 15.25 Кодекса несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа.

Судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество заключило контракт от 27.09.2005 N 446/09/05-ОР с фирмой “Дженерак Пауэр Систем инк.“ (США), по которому приняло на себя обязательства по поставке радиаторной продукции на общую сумму 24276 долларов США.

Предусмотренный названным контрактом товар на общую сумму 24276 долларов США вывезен за пределы Российской Федерации по ГТД N 10409070/161105/0004162 на основании счета-фактуры от 15.11.2005 N 1760.

Справка о подтверждающих документах и копия ГТД представлены в банк ПС 16.12.2005.

Судом апелляционной инстанции правильно определено со ссылкой на п. 2.2, 2.4 Положения ЦБ РФ, что законодательством о валютном регулировании предусмотрена обязанность представления резидентом в банк ПС двух экземпляров справки о подтверждающих документах в установленный срок. Факт представления справки о подтверждающих документах и копии ГТД в уполномоченный
банк с нарушением срока обществом не оспаривался. Поэтому суд апелляционной инстанции правильно указал на ошибочность выводов суда первой инстанции об отсутствии состава вменяемого обществу правонарушения.

Вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии доказательств наличия вины общества в совершении вменяемого административного правонарушения является ошибочным по следующим основаниям. Суд апелляционной инстанции исходил из того, что в материалах дела имеется письмо департамента от 25.07.2005 N 12-1-4/1863, направленное в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, в котором разграничиваются понятия “учет и отчетность“ и “документы и информация“ и делается вывод, что это различные институты, и общество с учетом письма департамента от 05.07.2006 N 12-1/1461 посчитало, что данная справка является документом, подтверждающим осуществление валютной операции, а не одной из форм учета и отчетности по проводимым валютным операциям.

Согласно п. 2 ст. 2.1, ст. 2.2 Кодекса лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом умышленно или по неосторожности не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с п. 1.1, 2.4, 2.5 Положения от 18.07.2000 N 115-П “О порядке подготовки и вступления в силу официальных разъяснений Банка России“ официальные разъяснения Банка России после их подписания должны быть зарегистрированы в тот же день в Административном департаменте Банка России в установленном порядке. Дата регистрации официального разъяснения Банка России считается датой его принятия. Официальное разъяснение Банка России по вопросам применения федеральных законов, иных нормативных правовых актов подлежит опубликованию в “Вестнике Банка России“.

В силу ст. 7 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ
“О Центральном банке Российской Федерации (Банк России)“ Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

В письме Центрального банка Российской Федерации от 06.08.2002 N 109-Т “О государственной регистрации нормативных актов Банка России в Минюсте России“ указано, что согласно ст. 7 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банк России)“ нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Из анализа изложенных норм следует, что все разъяснения, нормативные акты Центрального банка Российской Федерации должны проходить определенную процедуру регистрации (в Банке России, Министерстве юстиции Российской Федерации), после чего они становятся обязательными к применению для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Письмо департамента от 05.07.2006 N 12-1-5/1461, на которое ссылается суд апелляционной инстанции, не обладает признаками нормативного правового акта, не устанавливает права и обязанности хозяйствующих субъектов, поскольку не прошло надлежащую процедуру регистрации в качестве нормативного акта и официально не опубликовано. Указанное письмо носит лишь рекомендательный, информационный характер и не обязателен к применению юридическими и физическими лицами.

Кроме того, в письме департамента от 25.07.2005 N 12-1-4/1863 прямо не
указывается на то, что справка о подтверждающих документах не является формой учета и отчетности, а лишь определено, что “учет и отчетность“, а также “документы и информация“ представляют собой различные институты, в отношении которых существуют различающиеся процессуальные нормы, включая различных субъектов получения соответствующей информации.

Письмо департамента от 05.07.2006 N 12-1-5/1461 было направлено в адрес общества после совершения им административного правонарушения - в декабре 2005 г., то есть общество не могло руководствоваться данным письмом, в котором указывается, что справка о подтверждающих документах не является формой учета и отчетности. Кроме того, разъяснения, содержащиеся в указанном письме, также не являются обязательными к применению на основании ст. 7 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банк России)“, п. 1.1, 2.4, 2.5 Положения от 18.07.2000 N 115-П “О порядке подготовки и вступления в силу официальных разъяснений Банка России“.

Таким образом, судом апелляционной инстанции сделан неправильный вывод со ссылкой на письма департамента от 25.07.2005 N 12-1-4/1863, от 05.07.2006 N 12-1-5/1461 об отсутствии вины общества в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 Кодекса, так как обществом не предприняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, установленных валютным законодательством. При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты не могут являться законными и обоснованными и на основании ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значении для дела, судами установлены в полном объеме, однако нормы материального права ими применены неправильно, суд кассационной инстанции в силу п. 2 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным,
не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления общества.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение суда первой инстанции от 07.07.2006 и постановление суда апелляционной инстанции от 26.10.2006 Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-6487/06 отменить.

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью “Оренбургский радиатор“ отказать.

Председательствующий

ЧЕРКЕЗОВ Е.О.

Судьи

ЛУКЬЯНОВ В.А.

ВАСИЛЕНКО С.Н.