Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 19.12.2007 N 78-Г07-49 Об оставлении без изменения решения Санкт-Петербургского городского суда от 24.09.2007 N 3-285/07, которым было оставлено без удовлетворения заявление о признании недействующим Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28.11.2006 N 1432 “Об утверждении результатов кадастровой оценки земель в Санкт-Петербурге“.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 декабря 2007 г. N 78-Г07-49

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего: Пирожкова В.Н.

судей: Соловьева В.Н. и Харланова А.В.

рассмотрела в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества “Звезда“ об оспаривании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28 ноября 2006 г. N 1432 “Об утверждении результатов кадастровой оценки земель в Санкт-Петербурге“ по кассационной жалобе ОАО “Звезда“ на решение Санкт-Петербургского городского суда от 24 сентября 2007 г., которым заявление указанного акционерного общества было оставлено без удовлетворения.

Заслушав доклад по делу судьи Верховного Суда Российской Федерации Соловьева В.Н., объяснение представителя губернатора Санкт-Петербурга С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской
Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение суда обоснованным, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28 ноября 2006 г. N 1432 “Об утверждении результатов кадастровой оценки земель в Санкт-Петербурге“ утверждены на территории Санкт-Петербурга результаты кадастровой оценки земель в границах кадастровых кварталов и установлена кадастровая стоимость 1 кв. м. земли согласно приложению, являющемуся неотъемлемой частью данного постановления.

Этим же постановлением признан утратившим силу с 1 января 2007 г. пункт 1 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 2 августа 2005 года N 1147 “Об утверждении результатов кадастровой оценки земель в Санкт-Петербурге“, которым ранее были утверждены на территории Санкт-Петербурга результаты кадастровой оценки земель в границах кадастровых кварталов и установлена кадастровая стоимость 1 кв. м земли согласно приложению к этому постановлению.

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28 ноября 2006 г. N 1432 “Об утверждении результатов кадастровой оценки земель в Санкт-Петербурге“ было официально опубликовано в журнале “Вестник Администрации Санкт-Петербурга“ (Второй специальный выпуск, 30.11.2006 г.).

Открытое акционерное общество “Звезда“ обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением о признании недействующим полностью указанного постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28 ноября 2006 г. N 1432 “Об утверждении результатов кадастровой оценки земель в Санкт-Петербурге“ как противоречащее пункту 3 Правил проведения государственной оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 11.04.2006 г. N 206).

В судебном заседании представитель ОАО “Звезда“, поддержав указанное требование, пояснил, что согласно п. 3 Правил государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года. В противоречие с
этим положением кадастровая оценка земель в Санкт-Петербурге утверждалась дважды в течение двух лет.

При этом постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28 ноября 2006 г. N 1432 была установлена новая кадастровая стоимость земельного участка, занимаемого ОАО “Звезда“ в размере 1919 руб./кв. м (кадастровый квартал N 7152), вместо установленной ранее стоимости в размере 737 руб./кв. м, что нарушает права заявителя как плательщика земельного налога, предоставленные статьей 57 Конституции Российской Федерации, платить законно установленные налоги и сборы.

Представитель Правительства Санкт-Петербурга С. просила суд отказать в удовлетворении заявления, полагая, что оспоренный ОАО “Звезда“ нормативный правовой акт принят уполномоченным органом Санкт-Петербурга в пределах своей компетенции и не противоречит пункту 3 Правил проведения государственной оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 316 (в редакции Постановления Правительства РФ от 11.04.2006 г. N 206).

Решением Санкт-Петербургского городского суда от 24 сентября 2007 г. требование, заявленное ОАО “Звезда“, оставлено без удовлетворения.

Не соглашаясь с этим, заявитель в кассационной жалобе просит отменить состоявшееся решение суда, утверждая, что судом применен закон, не подлежащий применению.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит постановленное по данному делу решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом “в“ части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 и части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и
иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 г. N 945 “О государственной кадастровой оценке земель“ рекомендовано органам государственной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Государственного комитета РФ по земельной политике принимать нормативные правовые акты, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, а также утверждать ее результаты.

В соответствии с пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316 (как в первоначальной, так и в последующей редакции) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости вправе утверждать результаты государственной кадастровой оценки земель.

С учетом указанных положений действующего законодательства суд правильно указал, что оспоренное заявителем постановление от 28 ноября 2006 г. N 1432 “Об утверждении результатов кадастровой оценки земель в Санкт-Петербурге“ принято Правительством Санкт-Петербурга в пределах полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством.

В тоже время, как установлено в ходе судебного разбирательства, государственная кадастровая оценка земель Санкт-Петербурга проводилась в 2005 г.

Полученные результаты утверждены постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 2 августа 2005 г. N 1147.

При этом судом обращено внимание на то обстоятельство, что на этот момент периодичность проведения данной оценки не была установлена ни Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.99 N 945 “О государственной кадастровой оценке земель“, ни Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г.
N 316.

11 апреля 2006 г. Постановлением Правительства РФ N 206 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием государственной кадастровой оценки земель“ в Правила проведения государственной кадастровой оценки земель внесены изменения. Согласно пункту 3 Правил в новой редакции государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года. Указанным выше Постановлением Правительства Российской Федерации данной норме Правил, впервые установившей требования к периодичности проведения государственной кадастровой оценки земель, не была придана обратная сила.

Анализируя это обстоятельство, суд обоснованно делает вывод о том, что таким образом пункт 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель (в редакции Постановления Правительства РФ от 11.04.2006 г. N 206) регулирует отношения, которые сложились после вступления в силу Постановления Правительства РФ от 11.04.2006 г. N 206.

По мнению кассационной коллегии, следует согласиться с суждением суда об отсутствии оснований считать о, якобы, повторном утверждении в течение двух лет подряд государственной кадастровой оценки земель в Санкт-Петербурге.

Фактически с момента введения в действие Постановления Правительства Российской Федерации от 11.04.2006 г. N 206 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием государственной кадастровой оценки земель“ кадастровая оценка земель в Санкт-Петербурге была проведена впервые. Судом правильно отмечено, что оснований учитывать кадастровую оценку, проведенную ранее, в период отсутствия требований к периодичности проведения такой оценки, не имеется.

Кроме того, в судебном заседании нашли подтверждение и доводы представителя Правительства Санкт-Петербурга о том, что постановление Правительства Санкт-Петербурга N 1432 от 28.11.2006 г. было принято в целях устранения противоречия постановления Правительства Санкт-Петербурга
от 2 августа 2005 года N 1147 нормам федерального законодательства, а именно, в целях установления кадастровой стоимости земли с учетом классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

Судом обоснованно принято во внимание, что согласно пункту 4 Правил проведения государственной оценки земель, как в первоначальной, так и в последующей редакции, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

Между тем, как усматривается из постановления Правительства Санкт-Петербурга от 2 августа 2005 г. N 1147, которым были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель Санкт-Петербурга в 2005 г., названным постановлением Правительства Санкт-Петербурга кадастровая стоимость земель устанавливалась для каждого кадастрового квартала независимо от вида функционального использования (единая кадастровая стоимость земель для всех видов функционального использования в границах одного квартала), что противоречило указанным выше Правилам.

Выясняя это обстоятельство, суд правильно указал, что данная ситуация сложилась в связи с тем, что на момент принятия постановления Правительства Санкт-Петербурга от 2 августа 2005 г. N 1147 в Санкт-Петербурге отсутствовал нормативный документ, определяющий виды функциональных зон на территории Санкт-Петербурга. Виды функциональных зон, являющиеся основанием определения кадастровой стоимости земель, были утверждены Законом Санкт-Петербурга от 22 декабря 2005 г. N 728-99 “О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга“.

Таким образом, постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28 ноября 2006 г. N 1432 “Об утверждении результатов кадастровой оценки земель в Санкт-Петербурге“ кадастровая стоимость земель впервые была установлена для каждого кадастрового квартала с учетом вида их функционального использования.

Судом принято во внимание также мнение Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (“Роснедвижимость“) о том, что периодичность проведения
государственной кадастровой оценки земель не распространяется на мероприятия, проводимые до 11 апреля 2006 г. (письмо от 6.10.2006 г. N АО/0844 (л.д. 164).

При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии противоречия постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28 ноября 2006 г. N 1432 “Об утверждении результатов кадастровой оценки земель в Санкт-Петербурге“ пункту 3 Правил проведения государственной оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 (в редакции Постановления Правительства РФ от 11.04.2006 г. N 206) является обоснованным.

В этой связи не имеется оснований утверждать, что оспоренное ОАО “Звезда“ постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28 ноября 2006 г. N 1432 “Об утверждении результатов кадастровой оценки земель в Санкт-Петербурге“ нарушает права заявителя.

С учетом установленных обстоятельств Санкт-Петербургский городской суд обоснованно оставил без удовлетворения указанное заявление ОАО “Звезда“.

Следовательно, решение данного суда является законным, в связи с чем подлежит удовлетворению.

Кассационная жалоба ОАО “Звезда“ не может быть признана удовлетворительной, так как не содержит доводов, опровергающих выводы суда, а также ссылок на допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права.

Руководствуясь ст. 360 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Санкт-Петербургского городского суда от 24 сентября 2007 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО “Звезда“ без удовлетворения.