Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.12.2007 по делу N А26-2458/2007 Суд отказал в иске об установлении сервитута на принадлежащие ответчику подъездные железнодорожные пути, поскольку действующим законодательством установлена особая форма соглашения о сервитуте в отношении железнодорожных путей необщего пользования и истец может обеспечить потребности в проезде на принадлежащий ему железнодорожный путь, заключив с ответчиком договор в установленном законом порядке, однако такого требования истец не заявлял.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 декабря 2007 г. по делу N А26-2458/2007

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Коняевой Е.В. и Сергеевой И.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью “Спецконструкция“ Инюковой А.А. (доверенность от 21.03.2007), рассмотрев 26.12.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества “Карелстроймеханизация“ на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01.08.2007 по делу N А26-2458/2007 (судья Тойвонен И.Ю.),

установил:

закрытое акционерное общество “Карелстроймеханизация“ (далее - ЗАО “КСМ“) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия к обществу с ограниченной ответственностью “Спецконструкция“ (далее - ООО “Спецконструкция“) с требованием (с учетом его уточнения в порядке статьи 49
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) установить следующие условия ограниченного пользования (сервитут) подъездными железнодорожными путями N 4 и 5, принадлежащими ответчику, в границах от стрелки N 4 через стрелку N 6 до стрелки N 32 включительно, а именно:

- предоставить истцу беспрепятственный проход и проезд железнодорожного транспорта к принадлежащему истцу на праве собственности подъездному железнодорожному пути N 21-Б по адресу: г. Петрозаводск, ул. Заводская, д. 4, через подъездные железнодорожные пути N 4 и 5, принадлежащие ответчику, в границах от стрелки N 4 через стрелку N 6 до стрелки N 32 включительно;

- установить время действия сервитута - круглосуточно;

- сервитут сроком действия не ограничивать и предусмотреть, что он может быть прекращен или изменен по соглашению сторон либо в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством;

- установить, что в случае перехода права собственности на железнодорожные пути, принадлежащие ответчику, к иным лицам условия сервитута сохраняются.

Решением от 01.08.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционном порядке решение суда не пересматривалось.

В кассационной жалобе ЗАО “КСМ“ просит отменить названный судебный акт и направить дело на новое рассмотрение, считая, что суд неправильно применил нормы материального и процессуального права и необоснованно ограничил истца в выборе способа защиты принадлежащего ему права.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

В судебном заседании представитель ООО “Спецконструкция“ просил оставить обжалуемое решение без изменения, считая его законным и обоснованным.

ЗАО “КСМ“ извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта
проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, ЗАО “КСМ“ является собственником подъездного железнодорожного пути N 21-Б протяженностью 85 м, инвентарный номер 16, кадастровый (условный) номер 10:01:090102-000:0016/50, расположенного по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Заводская, д. 4, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 26.04.2006 сделана соответствующая запись о регистрации (свидетельство о регистрации права серии 10АБ N 134586 на л.д. 26).

Указанный железнодорожный путь примыкает стрелочным переводом N 33 к железнодорожному подъездному пути N 21, принадлежащему на праве собственности закрытому акционерному обществу “СЛ-Инвест“ (далее - ЗАО “СЛ-Инвест“).

Железнодорожный путь N 21 ЗАО “СЛ-Инвест“ в свою очередь примыкает стрелочным переводом N 32 к подъездным железнодорожным путям N 4 и 5 под условным номером 10:01:090102:000:0025/50 общей протяженностью 914,9 м, принадлежащим на праве собственности ООО “Спецконструкция“ (свидетельство о государственной регистрации права от 05.01.2001 на л.д. 98).

ЗАО “КСМ“ (заказчик) и ЗАО “СЛ-Инвест“ (исполнитель) заключили договор от 28.12.2006 N 01-09/23, по которому исполнитель предоставил заказчику в пользование до 31.12.2007 железнодорожную ветку N 21 в промежутке между стрелками N 32 и 33 для прохождения вагонов заказчика на его ветку N 21-Б.

Железнодорожный путь N 4, принадлежащий ООО “Спецконструкция“, непосредственно примыкает к железнодорожному пути N 1 общего пользования Промышленного парка станции Петрозаводск.

Открытое акционерное общество “РЖД“ (далее - ОАО “РЖД“) в лице Петрозаводского отделения Октябрьской железной дороги - филиала ОАО “РЖД“ (перевозчик) заключило с ЗАО “КСМ“ (контрагент) временное соглашение от 23.04.2007 N 340 на эксплуатацию принадлежащего ЗАО “КСМ“ железнодорожного пути необщего пользования N 21-Б локомотивом перевозчика.

Пунктом 24 данного соглашения предусмотрено, что в случае
письменного уведомления ЗАО “СЛ-Инвест“ или ООО “Спецконструкция“ об отказе ЗАО “КСМ“ в пропуске вагонов по своим путям соглашение расторгается по инициативе перевозчика в одностороннем порядке досрочно. Настоящее соглашение заключено на срок до 31.12.2007.

В целях урегулирования вопроса о пользовании железнодорожными путями, принадлежащими ответчику, ООО “Спецконструкция“ направило ЗАО “КСМ“ для подписания проект договора от 01.01.2007 N 01 и акт от 01.01.2007 приема-передачи в пользование железнодорожных путей. Пунктом 1.1 проекта договора предусмотрена передача ЗАО “КСМ“ в пользование железнодорожных путей N 4, 5, включая стрелки N 4, 6, 32, для подачи вагонов ЗАО “КСМ“ на принадлежащий ему железнодорожный путь N 21-Б и для уборки его вагонов с этого пути.

ЗАО “КСМ“ подписало названный договор с протоколом разногласий от 11.04.2007, которым предлагало установить право ограниченного пользования железнодорожными путями N 4, 5, включая стрелки N 4, 6, 32, для обеспечения прохода и проезда к принадлежащему ему железнодорожному пути (л.д. 59, 60).

В ответ на протокол разногласий ООО “Спецконструкция“ направило ЗАО “КСМ“ протокол согласования разногласий от 12.04.2007 к договору от 01.01.2007, в котором выразил несогласие с предложением истца об исключении или изменении некоторых условий договора.

Ссылаясь на то, что стороны не достигли соглашения по вопросу пользования участком железнодорожного пути, принадлежащему ответчику, и что неподписание ответчиком проекта договора в редакции истца об установлении сервитута нарушает его права и законные интересы как собственника железнодорожного пути N 21-Б, ЗАО “КСМ“ на основании статей 274, 277, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.

В обоснование заявленного требования ЗАО “КСМ“ указало, что принадлежащий ему участок железнодорожного полотна не имеет прямого выхода
к железнодорожным путям общего пользования при станции Петрозаводск Октябрьской железной дороги. Такой выход возможен только через железнодорожные пути необщего пользования, принадлежащие ответчику. В силу этих обстоятельств ЗАО “КСМ“ не может использовать по назначению принадлежащий ему железнодорожный путь без установления ограниченного права пользования железнодорожными подъездными путями ответчика.

Арбитражный суд отказал в удовлетворении иска, руководствуясь следующим.

В соответствии со статьей 274 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка.

Согласно статье 277 того же Кодекса сервитутом могут обременяться здания, сооружения и другое недвижимое имущество, ограниченное пользование которым необходимо вне связи с пользованием земельным участком.

Следовательно, сервитутом может обременяться и железнодорожный путь необщего пользования, используемый для проезда от путей общего пользования к месту погрузки (выгрузки) груза. Сервитут в данном случае может устанавливаться по иску лица, использующего для проезда соседний и следующие за ним железнодорожные пути необщего пользования.

В то же время по смыслу статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимым условием установления сервитута является отсутствие возможности обеспечения потребностей заинтересованного лица иным способом.

Правоотношения, возникающие между перевозчиками, грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, регулируются специальными нормами законодательства, в частности Федеральным
законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“ (далее - Устав).

В соответствии со статьей 60 Устава отношения между контрагентом (контрагент - грузоотправитель или грузополучатель, а также владелец железнодорожного пути необщего пользования, который в пределах железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего иному лицу, владеет складом или примыкающим к указанному железнодорожному пути своим железнодорожным путем необщего пользования) и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, регулируются заключенным между ними договором.

В силу пункта 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 “О некоторых вопросах практики применения Федерального закона “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“ заключение договоров, связанных с обслуживанием контрагентов, имеющих на железнодорожном пути необщего пользования свои склады, погрузочно-разгрузочные площадки либо примыкающие к железнодорожным путям владельца этих путей свои железнодорожные пути, является обязанностью как этих сторон, контрагентов, так и перевозчика, если перевозчик обслуживает железнодорожный путь необщего пользования своим локомотивом.

Таким образом, законодательством установлена особая форма соглашения о сервитуте в отношении железнодорожных путей необщего пользования.

Учитывая изложенное, суд сделал правильный вывод о том, что истец может обеспечить потребности в проезде на принадлежащий ему железнодорожный путь в порядке, предусмотренном статьей 60 Устава.

Поскольку требование о заключении договора в порядке, установленном статьей 60 Устава, истец не заявлял, суд обоснованно отказал в удовлетворении требования об установлении сервитута.

Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права. Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену принятого по делу судебного акта, суд также не допустил.

Ввиду изложенного оснований для удовлетворения кассационной
жалобы нет.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01.08.2007 по делу N А26-2458/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества “Карелстроймеханизация“ - без удовлетворения.

Председательствующий

И.Л.Грачева

Судьи

Е.В.Коняева

И.В.Сергеева