Решения и определения судов

Определение Конституционного Суда РФ от 18.12.2007 N 884-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ф.И.О. на нарушение его конституционных прав положениями статьи 7 Закона Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации“, статьи 1 Федерального закона “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий“, статей 5, 12, 17, 29, 30 и 31 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 декабря 2007 г. N 884-О-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ

ГРАЖДАНИНА Ф.И.О. НА НАРУШЕНИЕ

ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ СТАТЬИ 7 ЗАКОНА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ “О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ В

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ“, СТАТЬИ 1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

“О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УВЕЛИЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ПЕНСИЙ“, СТАТЕЙ 5, 12, 17, 29, 30 И 31

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА “О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ“

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданина В.А.
Бадулина вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.А. Бадулин оспаривает конституционность положений статей 5, 12, 17 и 29 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, определяющих структуру трудовых пенсий, порядок исчисления страхового стажа и индексации этих пенсий, а также правила перерасчета размеров пенсий по документам пенсионного дела, во взаимосвязи с его статьями 30 и 31, устанавливающими порядок оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и порядок вступления данного Федерального закона в силу. Кроме того, в жалобе оспаривается конституционность положений статьи 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 113-ФЗ “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий“ и статьи 7 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации“ в редакции названного Федерального закона.

По мнению заявителя, оспариваемые законоположения допускают отмену пенсионных прав, приобретенных им ранее в соответствии с положениями Закона Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации“, снижают уровень его пенсионного обеспечения и тем самым противоречат статьям 1 (часть 1), 2, 7, 15 (части 1, 2 и 4), 18, 19 (части 1 и 2), 21, 35 (части 2 и 3), 37 (часть 3), 39 (части 1 и 2), 41 (части 1 и 2), 54 (часть 1), 55 и 57 Конституции Российской Федерации.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные заявителем материалы, не находит оснований для
принятия его жалобы к рассмотрению.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).

В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их составных частей и размеров, порядка их исчисления, перерасчета и индексации. Реализуя свои полномочия, законодатель принял Федеральный закон “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, регулирующий, в частности, вопросы, связанные с назначением, перерасчетом и индексацией трудовых пенсий.

Положения, содержащиеся в статье 17 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, устанавливающие порядок индексации базовой и страховой частей трудовых пенсий (пункты 6, 7 и 8), имеют целью не допустить снижение жизненного уровня получателей трудовых пенсий и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан и противоречащие конституционным принципам.

Нормы Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, определяющие структуру трудовых пенсий (пункт 2 статьи 5), порядок исчисления страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию (пункт 1 статьи 12), и правила перерасчета размеров пенсий по документам пенсионного дела (статья 29), а также порядок вступления в силу названного Федерального закона (пункты 1 и 2 статьи 31), не влияют на размер пенсии заявителя, а потому также не могут рассматриваться как нарушающие его права.

Кроме того, как следует из представленных материалов, при осуществлении оценки пенсионных прав заявителя по
состоянию на 1 января 2002 года (статья 30 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“) размер его пенсии по сравнению с исчисленным по нормам Закона Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации“ не снизился. Следовательно, его права оспариваемой нормой не затронуты.

Проверка же правильности такой оценки, произведенной органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, включая правильность применения и истолкования ими предписаний пункта 9 статьи 30 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, в том числе с учетом правовой позиции, выраженной в сохраняющем свою силу Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П, возложена на суды общей юрисдикции, в деятельность которых Конституционный Суд Российской Федерации вмешиваться не вправе.

Закон Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации“ и Федеральный закон “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий“ утратили силу с 1 января 2002 года, а потому, по смыслу части второй статьи 43 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“, они не могут быть предметом проверки Конституционного Суда Российской Федерации.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“, Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ф.И.О. поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“, в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

Судья-секретарь

Конституционного Суда

Российской Федерации

Ю.М.ДАНИЛОВ