Решения и определения судов

Определение ВАС РФ от 04.12.2007 N 16122/07 по делу N 2-275/05 В передаче дела по иску о взыскании расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг для пересмотра в порядке надзора отказано, так как, удовлетворяя иск за счет казны субъекта РФ, суды исходили из того, что Министерство труда и социального развития субъекта РФ не предусмотрело порядок возмещения расходов и не обеспечило финансирование субсидий.

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 4 декабря 2007 г. N 16122/07

ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ

ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Воронцовой Л.Г., Ксенофонтовой Н.А. рассмотрел в судебном заседании заявление Министерства труда и социального развития Омской области (ул. Яковлева, д. 6, г. Омск, 644007) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Омской области от 14.02.2007 по делу N 2-275/05 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.09.2007 по тому же делу по иску общества с ограниченной ответственностью “Микрорайон“ к Министерству труда и социального развития Омской области о
взыскании 237269 рублей 28 копеек расходов, связанных с предоставлением гражданам в период с января 2003 по февраль 2004 года субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Департамент финансов и контроля администрации г. Омска, МУ “Городской центр социальных и жилищных субсидий“, ООО “Микрорайон-Энергия“, Минфин Омской области.

Суд

установил:

решением суда первой инстанции от 14.02.2007 исковые требования удовлетворены: с Министерства труда и социального развития Омской области взыскано 237269 рублей 28 копеек расходов.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 29.06.2007 решение отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 11.09.2007 постановление апелляционной инстанции отменил, решение суда первой инстанции оставил в силе.

В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора Министерство труда и социального развития Омской области ссылается на неправильное применение судами первой и кассационной инстанций норм материального права. Заявитель не считает себя надлежащим ответчиком по делу.

Доводы заявителя были предметом рассмотрения судами, и им давалась правовая оценка. Нарушений норм материального права не установлено.

Из представленных материалов следует, что ООО “Микрорайон“ принимало от определенной категории граждан оплату коммунальных услуг с учетом субсидий, предусмотренных Законом Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“.

В соответствии с Положением о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887, субсидии устанавливаются организацией, уполномоченной органом местного самоуправления. Порядок выделения и учета средств, направляемых на предоставление субсидий, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Согласно статье 15.4 Закона Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ возмещение затрат,
связанных с предоставлением гражданам субсидий, осуществляется за счет средств местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.

Механизм реализации затрат по предоставленным компенсациям (субсидиям) Ф.И.О. до настоящего времени не разработан.

В 2003 и 2004 годах между органами государственной власти Омской области и органами местного самоуправления г. Омска достигнута договоренность о совместном финансировании жилищных субсидий, согласно которой 70 процентов расчетной потребности в выплатах компенсаций за предоставленные жилищные субсидии оплачивается за счет средств областного бюджета, 30 процентов - за счет бюджета г. Омска. Муниципальным образованием “Город Омск“ в полном объеме выплачены компенсации за предоставленные в 2003, 2004 годах жилищные субсидии, в том числе и ООО “Микрорайон“, что подтверждается письмом Департамента финансов и контроля администрации г. Омска от 03.06.2005 N 1910 и не оспорено истцом.

В соответствии с приложением N 3 к законам Омской области “Об исполнении областного бюджета за 2003 и 2004 годы“ расходы областного бюджета по предоставлению населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг отражены по такому главному распорядителю средств областного бюджета, как Министерство труда и социального развития Омской области.

Подпунктом 3 статьи 6 Закона Омской области “О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Омской области“ установлено, что органы исполнительной власти Омской области, являющиеся главными распорядителями, распорядителями средств областного бюджета составляют бюджетную роспись, распределяют лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям средств областного бюджета.

Поскольку Министерство труда и социального развития Омской области не предусмотрело порядок
возмещения расходов и не обеспечило финансирование субсидий, а также учитывая отсутствие установленного порядка возмещения расходов, понесенных в результате исполнения обязанностей, предусмотренных Законом Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“, суды правомерно пришли к выводу об удовлетворении исковых требований за счет казны Омской области в лице названного министерства.

Ссылка заявителя на то, что суды не приняли во внимание разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, не является основанием для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Позиция судов по настоящему делу не находится в противоречии с положениями названного Пленума.

Довод заявителя о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, отклоняется. Министерство труда и социального развития Омской области в спорный период являлось главным распорядителем средств областного бюджета по предоставлению населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

При таких обстоятельствах по настоящему делу отсутствуют основания, предусмотренные статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

определил:

в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N 2-275/05 Арбитражного суда Омской области для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 14.02.2007 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.09.2007 по тому же делу отказать.

Председательствующий судья

О.А.КОЗЛОВА

Судья

Л.Г.ВОРОНЦОВА

Судья

Н.А.КСЕНОФОНТОВА