Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 30.11.2007 N КАС07-683 Центральная избирательная комиссия вправе принять решение об исключении кандидата из зарегистрированного федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы РФ на основании аналогичного решения компетентного органа политической партии в соответствии с положением части 1 ст. 49 Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации“.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 30 ноября 2007 г. N КАС07-683

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего: Федина А.И.

членов коллегии: Манохиной Г.В. и Хомчика В.В.

с участием прокурора: Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению И. о признании незаконным постановления Центральной избирательной комиссии РФ от 19 ноября 2007 г. N 60/531-5 “Об исключении кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва из федерального списка кандидатов, выдвинутого политической партией “Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь“ в части исключения его из зарегистрированного федерального списка кандидатов по кассационной жалобе И. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2007 г., которым
в удовлетворении заявленного требования отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Федина А.И., объяснения представителей политической партии “Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь“ Т. и Б., представителя ЦИК РФ Г., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы И., выслушав заключение прокурора Масаловой Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия

установила:

постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 19 ноября 2007 г. кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации И. включенный в федеральный список кандидатов в депутаты, выдвинутый политической партией “Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь“, был признан исключенным из этого списка.

Не согласившись с таким постановлением ЦИК РФ, И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании этого постановления незаконным, сославшись на несоответствие его требованиям федерального закона и нарушение избирательных прав заявителя.

Верховный Суд Российской Федерации постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе И. ставит вопрос об отмене судебного решения, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильное применение норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.

Как следует из материалов дела (л.д. 90 - 92) оспоренное заявителем постановление ЦИК РФ от 19 ноября 2007 г. было принято на основании решения Президиума Центрального совета политической партии “Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь“ от 15 ноября 2007 г., которым И., состоявший под N 1 в составе региональной группы кандидатов N 24 (Краснодарский край - Краснодарская), был исключен из федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва, зарегистрированного Центральной избирательной комиссией РФ 16 октября 2007 г.

Данное постановление ЦИК РФ соответствует положениям части 3 статьи 49 Федерального закона “О
выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации“, согласно которой именно политическая партия в соответствии с федеральным законом и (или) со своим уставом вправе исключить отдельных кандидатов из выдвинутого ею федерального списка кандидатов, заверенного (зарегистрированного) Центральной избирательной комиссией РФ, не позднее чем за 15 дней до дня голосования.

При таких обстоятельствах ЦИК РФ обязана была по аналогии с положением части 1 ст. 49 данного Федерального закона реализовать поступившее в ЦИК РФ решение Президиума Центрального совета политической партии, что и было сделано Центральной избирательной комиссией.

Оценив имеющиеся по делу доказательства, Верховный Суд Российской Федерации пришел к правильному выводу о том, что оспоренным постановлением ЦИК РФ избирательные права заявителя нарушены не были.

По изложенным мотивам Кассационная коллегия считает необоснованным довод в кассационной жалобе о неправильном применении норм материального закона.

Необоснованным является и довод И. в кассационной жалобе об отсутствии у Президиума Центрального совета политической партии “Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь“ полномочий по исключению кандидатов из федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы.

Как отмечено выше, согласно части 3 ст. 49 Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы...“ политическая партия в соответствии с федеральным законом и (или) со своим уставом вправе исключить отдельных кандидатов из выдвинутого ею федерального списка кандидатов.

В соответствии с п. 40 статьи 33 Устава политической партии “Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь“ вопрос об исключении кандидата из списка кандидатов, в том числе заверенного (зарегистрированного) соответствующей избирательной комиссией, отнесен к компетенции Президиума Центрального совета партии.

В статьей 72 Устава политической партии “Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь“ предусмотрено, что при участии партии в выборах Президиум Центрального совета вправе принять решение об исключении кандидата (кандидатов) из
выдвинутого партией списка кандидатов.

В кассационной жалобе, заявитель, ссылаясь на неправильное применение Верховным Судом Российской Федерации норм материального права, считает, что при разрешении спора суд не учел положения Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ о том, что регистрация кандидата может быть аннулирована лишь по основаниям, связанным с нарушениями избирательного законодательства, что суд фактически и имел в виду при принятии оспоренного решения, применив меру ответственности за такие нарушения. Однако, как указывает заявитель в кассационной жалобе, суд первой инстанции не установил нарушений избирательного законодательства со стороны заявителя.

Кассационная коллегия считает приведенный довод несостоятельным, поскольку в рассматриваемом случае не имело место аннулирование регистрации кандидата по мотиву нарушения им избирательного законодательства.

Ссылка в кассационной жалобе на п. 1 ст. 64 ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав граждан...“ как на основание для аннулирования регистрации кандидата несостоятельна, поскольку данная норма Закона регулирует порядок голосования, а не вопросы аннулирования регистрации кандидата.

Несостоятельно и утверждение заявителя о том, что суд первой инстанции должен был при разрешении руководствоваться пунктом 31 статьи 38 ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав...“, поскольку в этой норме Федерального закона предусмотрен порядок отзыва кандидата, выдвинутого по единому избирательному округу, либо всего списка кандидатов в целом. Данная норма не регулирует вопрос об отзыве конкретного кандидата из федерального списка.

С учетом изложенных мотивов кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2007 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу И. - без удовлетворения.