Решения и определения судов

Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 21.11.2007 N 483-П07пр Приговор по делу о разбое, организации убийства и пособничестве ему изменен: наказание, назначенное по п. “в“ ч. 3 ст. 162 УК РФ и по ч. ч. 3, 5 ст. 33, п. “з“ ч. 2 ст. 105 УК РФ, смягчено в связи с наличием обстоятельства, смягчающего наказание, - явка с повинной.

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 ноября 2007 г. N 483-П07пр

Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:

Председательствующего - Лебедева В.М.,

членов Президиума - Магомедова М.М., Нечаева В.И., Петроченкова А.Я., Разумова С.А., Серкова П.П., Свиридова Ю.А. -

рассмотрел уголовное дело по надзорному представлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г. на приговор Астраханского областного суда от 12 апреля 2004 года, по которому

Г., <...>, несудимый,

осужден по п. “в“ ч. 3 ст. 162 УК РФ (в редакции Федерального закона от 13 июня 1996 года) к 9 годам лишения свободы; по ч. ч. 3, 5 ст. 33, п. “з“ ч. 2 ст. 105 УК РФ к 10
годам лишения свободы.

На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений назначено наказание в виде 17 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.

Кассационным определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2004 года приговор оставлен без изменения.

По данному делу осуждены Ш. и К., надзорное производство в отношении которых не возбуждено.

В надзорном представлении заместителя Генерального прокурора Российской Федерации поставлен вопрос о смягчении осужденному наказания.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Сидоренко Ю.И., изложившего обстоятельства уголовного дела, содержание приговора и кассационного определения, мотивы надзорного представления и вынесения постановления о возбуждении надзорного производства, выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г., поддержавшего доводы надзорного представления, Президиум Верховного Суда Российской Федерации

установил:

Г. признан виновным в разбойном нападении группой лиц по предварительному сговору, с применением оружия, с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего, в организации убийства, сопряженного с разбоем, и пособничестве ему, совершенных при следующих обстоятельствах.

Г., Ш. и К. договорились совершить нападение на К.А. с целью завладения денежными средствами.

1 ноября 2003 года Г., К. и Ш. остановили автомашину под управлением К.А. К. взял у Ш. пистолет и вместе с Г. пошел к автомашине К.А. Ш. в автомашине ждал их неподалеку. Г. попросил К.А. обменять на рубли 100 долларов США. Убедившись, что у К.А. при себе имеется крупная сумма денег, Г. приказал К. стрелять в К.А., что тот и сделал, ранив потерпевшего. К.А. удалось убежать от нападавших.

Г. и К. скрылись с места преступления на автомобиле под управлением Ш.

От полученных ранений потерпевший К.А. скончался.

В надзорном представлении заместитель Генерального прокурора Российской Федерации
ставит вопрос о смягчении осужденному наказания.

Проверив производство по делу и обсудив доводы надзорного представления, Президиум считает необходимым удовлетворить его и внести изменения в состоявшиеся в отношении Г. судебные решения.

Как видно из материалов уголовного дела, оно было возбуждено 1 ноября 2003 года по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 105 УК РФ, по факту производства выстрелов в К.А. неустановленным лицом.

На следующий день, 2 ноября 2003 года, Г. было добровольно сделано заявление о явке с повинной, в котором он сообщил о нападении на К.А. с целью завладения денежными средствами, и был составлен протокол явки с повинной в соответствии со ст. 142 УПК РФ.

Органы предварительного следствия и суд сослались на явку с повинной и протокол явки с повинной как на доказательство, подтверждающее виновность Г. в совершенном в отношении К.А. преступлении.

В приговоре также указано, что явка с повинной получена в соответствии с требованиями закона. Однако она не была признана обстоятельством, смягчающим наказание Г.

Суд в приговоре не привел никаких мотивов, по которым не признал явку с повинной в качестве смягчающего наказание обстоятельства.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 407, п. 6 ч. 1 ст. 408 УПК РФ, Президиум Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

1. Надзорное представление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г. удовлетворить.

2. Приговор Астраханского областного суда от 12 апреля 2004 года и кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2004 года в отношении Г. изменить, смягчить ему наказание, назначенное по п. “в“ ч. 3 ст. 162 УК РФ, до 8 лет лишения свободы и по
ч. ч. 3, 5 ст. 33, п. “з“ ч. 2 ст. 105 УК РФ - до 9 лет лишения свободы.

На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных п. “в“ ч. 3 ст. 162, ч. ч. 3, 5 ст. 33, п. “з“ ч. 2 ст. 105 УК РФ, назначить Г. 16 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.

В остальном судебные решения в отношении Г. оставить без изменения.

Председательствующий

В.М.ЛЕБЕДЕВ