Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 17.10.2007 N 53-Г07-31 Решение вопроса о внесении в избирательное законодательство или об исключении из него нормы о форме голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов) - прерогатива федерального законодателя.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 октября 2007 г. N 53-Г07-31

(извлечение)

А. обратился в суд с заявлением о признании недействительными результатов выборов депутатов Законодательного Собрания Красноярского края первого созыва, состоявшихся 15 апреля 2007 г., и отмене решения Временной избирательной комиссии Красноярского края по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края первого созыва о результатах выборов. Заявитель ссылался на то, что данные выборы проходили на основании Положения о выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края первого созыва, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 августа 2006 г. N 913, Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан Российской Федерации“ и других нормативных правовых актов, в которых отменена форма голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов). Однако, по мнению А., отмена указанной формы голосования не соответствует принципам, целям и задачам российского федерального избирательного законодательства, международным договорам Российской Федерации, в частности, ст. 4 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, заключенной в г. Кишиневе 7 октября 2002 г. и ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от 2 июля 2003 г. N 89-ФЗ, согласно положениям которой соблюдение принципа прямого избирательного права означает, что граждане голосуют на выборах соответственно за кандидата и (или) список кандидатов или против кандидата, кандидатов и (или) списка кандидатов непосредственно, или против всех кандидатов и (или) списка кандидатов. Оспариваемыми решениями Временной избирательной комиссии Красноярского края по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края были нарушены его (А.) избирательные права голосовать против всех кандидатов (против всех списков кандидатов).

Решением Красноярского краевого суда от 3 августа 2007 г. в удовлетворении заявления А. отказано.

В кассационной жалобе А. просил данное решение отменить и принять новое, которым удовлетворить заявленные требования, полагая, что суд неправильно применил нормы материального права, допустил существенные нарушения норм процессуального права, дал неправильную оценку доводам заявления.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 17 октября 2007 г. в удовлетворении жалобы отказала, указав следующее.

В силу ст. 6 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ (в ред. от 12 июля 2006 г.) граждане Российской Федерации голосуют на выборах и референдумах соответственно
за кандидатов (списки кандидатов), а в случаях, предусмотренных законом, - за или против кандидата, за вынесенные на референдумы вопросы или против них непосредственно.

Вывод суда о том, что при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Красноярского края первого созыва, не предусматривавших форму голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов), нарушений избирательного законодательства не допущено, является правильным.

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Постановлении от 14 ноября 2005 г. N 10-П, а также в Определении от 19 апреля 2007 г. N 281-О-О, признание возможности голосования на выборах посредством заполнения графы “против всех“ в избирательном бюллетене относится к дискреционным полномочиям федерального законодателя.

Согласно п. 3 ст. 1 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, на которую ссылается заявитель, право гражданина избирать и быть избранным закрепляется в конституции и (или) законах, а порядок его осуществления определяется законами и иными нормативными правовыми актами.

Таким образом, решение вопроса о внесении в законодательство или об исключении из него нормы о форме голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов) является прерогативой законодателя.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Красноярского краевого суда оставила без изменения, а кассационную жалобу А. - без удовлетворения.