Определение ВАС РФ от 12.09.2007 N 10729/07 по делу N А19-24661/06-22 В передаче дела по иску о взыскании расходов, образовавшихся в результате предоставления гражданам льгот по оплате коммунальных услуг, для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ст. 304 АПК РФ.
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 сентября 2007 г. N 10729/07
ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А. судей Воронцовой Л.Г., Ксенофонтовой Н.А. рассмотрел в судебном заседании заявление Минфина России в лице Отделения по городу Иркутску Управления федерального казначейства по Иркутской области (ул. 5-й Армии, д. 29, г. Иркутск, 664025) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Иркутской области от 29.03.2007 по делу N А19-24661/06-22 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.07.2007 по тому же делу по иску открытого акционерного общества “Иркутский масложиркомбинат“ к Российской Федерации в лице Минфина России о взыскании 11085 рублей 69 копеек расходов, образовавшихся в результате предоставления в 3 квартале 2003 года и в 4 квартале 2004 года гражданам льгот по оплате коммунальных услуг, в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент финансов Иркутской области, администрация города Иркутска.
Суд
установил:
решением суда первой инстанции от 29.03.2007, подтвержденным судом кассационной инстанции, исковые требования удовлетворены: с Российской Федерации в лице Минфина России взыскано 11085 рублей 69 копеек расходов. Свое решение суд мотивировал недостаточным финансированием расходов из федерального бюджета на реализацию названного Закона.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора Минфин России ссылается на нарушение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Доводы заявителя были предметом рассмотрения судами, и им давалась правовая оценка. Нарушений норм материального права не установлено.
Из представленных материалов следует, что истец в 2003 - 2004 годах во исполнение Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ предоставлял гражданам, имеющим на это право, льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.
Факт предоставления льгот и их размер подтверждены материалами дела.
Согласно статье 4 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относится формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов.
Порядок выплаты денежной компенсации определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 (срок действия Порядка продлен на 2004 год).
Судом установлено, что выделенные МО “Город Иркутск“ денежные средства на реализацию Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ не компенсировали расходы истца в достаточном объеме. Доказательств нецелевого использования выделенных денежных средств не представлено.
Государство не отменяло и не приостанавливало действие Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, поэтому расходы по предоставлению льгот отдельным категориям потребителей могут быть возложены на публично-правовое образование независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в Законе о бюджете.
Поскольку причинение истцу убытков непосредственно связано с бездействием Минфина России, выразившимся в невыделении денежных средств, необходимых и достаточных, для возмещения расходов предприятиям в связи с предоставлением льгот по Федеральному закону “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, суды правомерно на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворили исковые требования за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России.
Довод Минфина России о выполнении им своих обязательств в полном объеме подлежит отклонению. Право требования возмещения Российской Федерацией понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот определенным категориям граждан не может быть связано с фактом включения (невключения) в бюджет средств на компенсацию расходов в необходимом размере. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
По мнению заявителя, судом не было удовлетворено заявление Минфина России о пропуске срока исковой давности за 3 квартал 2003 года. Между тем суд кассационной инстанции указал, что о нарушении своего права на получение из средств федерального бюджета денежных средств в 2003 году истец мог узнать по окончании финансового года, то есть 01.01.2004. Поскольку с исковым заявлением истец обратился в арбитражный суд 07.11.2006, то трехгодичный срок исковой давности, установленный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, не истек.
Кроме того, суд кассационной инстанции указал на ошибочный вывод суда первой инстанции о перерыве течения срока исковой давности подписанием акта сверки, однако данный вывод не привел к принятию неправильного решения.
Ссылка заявителя на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела по существу направлена на переоценку доказательств по делу, что в силу норм главы 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию надзорной инстанции.
При таких обстоятельствах по настоящему делу отсутствуют основания, предусмотренные статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 299, 301 и 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А19-24661/06-22 Арбитражного суда Иркутской области для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 29.03.2007 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.07.2007 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья
О.А.КОЗЛОВА
Судья
Л.Г.ВОРОНЦОВА
Судья
Н.А.КСЕНОФОНТОВА