Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.12.2007 по делу N А52-523/2007 Суд отказал ООО в признании незаконным бездействия Государственного комитета по субъекту РФ по имущественным отношениям, выразившегося в нерассмотрении заявления о предоставлении обществу в аренду земельного участка для строительства железнодорожной ветки, поскольку ООО в названном заявлении не указало порядок предоставления участка, не представило комитету документы, необходимые для проведения работ по выбору земельного участка.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 декабря 2007 г. по делу N А52-523/2007

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Кадулина А.В. и Коняевой Е.В., при участии от Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям Умниковой Е.В. (доверенность от 13.06.2007), рассмотрев 05.12.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям на решение Арбитражного суда Псковской области от 18.04.2007 (судья Зотова И.М.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2007 (судьи Осокина Н.Н., Богатырева В.А., Чельцова Н.С.) по делу N А52-523/2007,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “ТК-групп“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области
с заявлением о признании незаконным бездействия Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям (далее - Государственный комитет), выразившегося в нерассмотрении заявки Общества от 03.02.2006 о предоставлении ему в аренду земельного участка, прилегающего к земельному участку по адресу: г. Псков, ул. Декабристов, д. 58, для строительства железнодорожной ветки к складским помещениям Общества.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Пскова (далее - Администрация).

Решением от 18.04.2007 суд признал незаконным оспариваемое бездействие как нарушающее требования статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации и обязал Государственный комитет в двухнедельный срок с момента вступления решения в законную силу произвести выбор земельного участка и принять в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решение о предварительном согласовании места размещения объекта либо отказать в размещении объекта.

Постановлением апелляционного суда от 04.07.2007 решение от 18.04.2007 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Государственный комитет просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Податель жалобы указывает на следующее: суд первой инстанции сделал неправильный вывод о незаконном бездействии Государственного комитета и не учел, что заявителем не был соблюден порядок подачи заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, установленный пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 1 Закона Псковской области от 29.12.2005 N 518-ОЗ “Об отдельных положениях регулирования земельных отношений на территории Псковской области“, постановлением администрации Псковской области от 22.03.2006 N 118 “О порядке принятия решений по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю,
предоставление которых отнесено к полномочиям администрации области“; Общество обратилось с заявлением от 03.02.2006 не в Государственный комитет, а в Комитет по управлению муниципальным имуществом города - орган, не уполномоченный распоряжаться спорным земельным участком; заявление Общества не соответствует пункту 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

В судебном заседании представитель Государственного комитета поддержал доводы жалобы.

Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Общество, ссылаясь на то, что является собственником земельного участка и производственно-складской базы по адресу: г. Псков, ул. Декабристов, д. 58, 03.02.2006 обратилось в Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации (далее - КУМИ) с просьбой рассмотреть вопрос о предоставлении ему на праве аренды земельного участка площадью ориентировочно 20000 кв.м, прилегающего к территории базы, находящегося в границах базы и железнодорожного полотна, для организации строительства железнодорожной ветки к его складским помещениям (л.д. 6).

В соответствии с Законом Псковской области от 29.12.2005 N 518-ОЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Пскове осуществляет администрация области или уполномоченный ею орган исполнительной власти области в случаях предоставления земельных участков для строительства. Поэтому КУМИ в письме от 20.03.2006 N 307 уведомил Общество о направлении его заявления по подведомственности в Государственный комитет Псковской области по экономическому развитию и имущественным отношениям, именуемый в настоящее время Государственным
комитетом Псковской области по имущественным отношениям.

Постановлением администрации Псковской области от 22.03.2006 N 118 утвержден Порядок принятия решений по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, предоставление которых отнесено к полномочиям администрации области (далее - Порядок принятия решений). Пунктом 5 Порядка принятия решений предусмотрено, что в 10-дневный срок после получения заявления о предоставлении земельного участка от заинтересованного лица Государственный комитет направляет в местную администрацию муниципального района или городского округа, на территории которого находится испрашиваемый земельный участок, информацию о местоположении и площади земельного участка для проведения в месячный срок работ по формированию земельного участка (подготовка проекта границ участка, определение его разрешенного использования в соответствии с градостроительной документацией, технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения).

На основании названного пункта Порядка принятия решений Государственный комитет направил мэру города Пскова письмо от 11.04.2006 N 1/7-1039 с просьбой провести работы по формированию земельных участков в городе Пскове, в том числе по заявлению Общества. Государственный комитет предложил Администрации подготовить проекты границ земельного участка; определить разрешенное использование земельного участка, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение.

По вопросу формирования земельных участков в городе Пскове Управление строительства и архитектуры Администрации в письме от 27.04.2006 N 688 сообщило Государственному комитету, что площадь обозначенного на схеме земельного участка по улице Декабристов, дом 58, составляет 900 кв.м. Поскольку в заявлении Общества площадь испрашиваемого участка определена в 20000 кв.м, Государственный комитет в письме от 15.05.2006 N 1/7-1445 попросил Общество уточнить намерения относительно площади земельного участка. Однако от Общества не последовало ответа на обращение
Государственного комитета.

В сентябре 2006 года Общество продало обществу с ограниченной ответственностью “Стройинжиниринг“ производственно-складской комплекс, расположенный по указанному адресу, и земельный участок, на котором он находится. С ноября 2006 года заявитель использует названное имущество на основании договора аренды от 07.11.2006 (л.д. 23).

Общество 23.01.2007 направило в Государственный комитет повторное заявление о предоставлении ему на праве аренды земельного участка площадью ориентировочно 20000 кв.м, прилегающего к территории производственно-складской базы в целях ее расширения.

Государственный комитет 01.02.2007 повторно обратился к мэру города Пскова с просьбой провести работы по формированию земельного участка площадью ориентировочно 20000 кв.м, расположенного по адресу: г. Псков, ул. Декабристов, д. 58, для строительства базы (л.д. 40). Управление строительства и архитектуры Администрации в письме от 01.03.2007 сообщило Государственному комитету о наличии объективных причин, препятствующих формированию земельного участка, связанных с примыканием этого участка к зоне инженерно-транспортной инфраструктуры железной дороги, а также указало на необходимость представления заявителем данных об ориентировочном направлении деятельности производственно-складской базы, требуемых нагрузках для определения технических условий подключения к сетям инженерно-технического снабжения, обоснование требуемой площади (л.д. 41). Копию этого письма Государственный комитет 14.03.2007 направил Обществу и попросил представить запрашиваемые названным управлением исходные данные, необходимые для формирования земельного участка (л.д. 42).

Общество, полагая, что действия Государственного комитета по обращению в Администрацию с запросом о формировании земельного участка неправомерны, что целью таких действий является выставление земельного участка на торги, и ссылаясь на то, что Государственный комитет не рассмотрел его заявление от 03.02.2006, не совершил предусмотренных статьями 28 - 31 Земельного кодекса Российской Федерации действий по предоставлению ему в аренду испрашиваемого земельного участка и не направил мотивированного
отказа, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия ответчика.

Суд первой инстанции признал бездействие Государственного комитета незаконным, посчитав, что направлением в Администрацию заявки о формировании земельного участка в соответствии с пунктом 5 Порядка выдачи разрешений не исчерпываются его обязанности по выполнению предусмотренной статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации процедуры выбора земельного участка для строительства и принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта.

Кассационная инстанция считает, что при рассмотрении настоящего спора арбитражный суд неправильно применил нормы материального и процессуального права, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене.

Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также регулирование застройки территории городских и сельских поселений регламентируются Земельным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием, либо без предварительного согласования места размещения объекта.

Пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, включающий в числе прочих проведение работ по формированию проекта границ земельного участка.

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта регламентировано статьей 31 того же Кодекса. Данной нормой предусмотрено обращение заинтересованного лица в соответствующий исполнительный орган государственной власти или в орган местного самоуправления, наделенный правом распоряжения земельными участками, с заявлением о выборе земельного участка. В заявлении должны быть указаны назначение
объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. Указанный орган обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. После проведения необходимых процедур соответствующий исполнительный орган принимает решение о предварительном согласовании размещения объекта, утверждающее акт выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Поскольку в заявлениях от 03.02.2006 и от 23.01.2007 Общество не просило произвести выбор земельного участка, не указало порядок предоставления ему земельного участка для строительства, не представило документы, необходимые для проведения работ по выбору земельного участка, Государственный комитет в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 5 Порядка принятия решений обратился в Администрацию для проведения работ по формированию испрашиваемого земельного участка с целью решения вопроса о предоставлении земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта.

Кроме того, у Государственного комитета отсутствовала возможность принять решение по заявлению Общества о предоставлении участка для строительства железнодорожной ветки ввиду неполучения от последнего уточнений площади испрашиваемого участка и иных данных, необходимых для формирования участка, расположенного в зоне, примыкающей к зоне инженерно-транспортной инфраструктуры железной дороги.

При таком положении у суда отсутствовали основания считать, что Государственный комитет незаконно бездействовал, не осуществляя предусмотренной статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации процедуры предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, а
следовательно, и обязать Государственный комитет произвести выбор земельного участка в порядке, установленном названной нормой Кодекса.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что принятые по делу судебные акты следует отменить, а в удовлетворении заявления Общества - отказать.

В связи с принятием настоящего постановления с Общества по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует взыскать в пользу Государственного комитета 1000 руб. судебных расходов по кассационной жалобе.

Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Псковской области от 18.04.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2007 по делу N А52-523/2007 отменить.

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью “ТК-групп“ отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью “ТК-групп“ в пользу Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям 1000 руб. судебных расходов по кассационной жалобе.

Председательствующий

И.Л.Грачева

Судьи

А.В.Кадулин

Е.В.Коняева