Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 22.08.2007 N 5-О07-139 Полученные в результате осуществления незаконных добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней доходы обращаются в установленном законодательством РФ порядке в доход государства.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 августа 2007 г. N 5-О07-139

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Кочина В.В.

судей Микрюкова В.В., Лизунова В.М.

рассмотрела в судебном заседании кассационные жалобы адвокатов Костанова Ю.А., Паничевой А.И. на постановление судьи Московского городского суда от 28 июня 2007 года, которым решен вопрос о вещественных доказательствах по уголовному делу по обвинению М. и К.

Заслушав доклад судьи Микрюкова В.В., изложившего обстоятельства уголовного дела, содержание постановления, мотивы кассационных жалоб, объяснения адвокатов Костанова Ю.А., поддержавшего доводы жалобы, мнение прокурора Сафонова Г.П., полагавшего необходимым постановление суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

согласно постановлению, алмазы (бриллианты), изъятые в ходе
расследования уголовного дела по обвинению М. и К. из ЗАО “Аурум+“, а также по месту жительства М. и у Л. и приобщенные к материалам дела в качестве вещественных доказательств, постановлено передать в ГОХРАН Российской Федерации.

В кассационной жалобе Костанов Ю.А., не соглашаясь с постановлением, считает его незаконным, и подлежащим отмене, поскольку в стадии исполнения приговора, УПК РФ не предусматривает возможность принимать решение об обращении в доход государства имущества, принадлежащего физическим либо негосударственным юридическим лицам. В приговоре не содержится указаний о конфискации имущества. Приговором не определена судьба вещественных доказательств алмазов (бриллиантов).

По мнению адвоката, алмазы (бриллианты) принадлежат их законному владельцу ЗАО “Аурум+“ и ЗАО “Карат“.

В кассационной жалобе Паничева А.И. просит постановление суда отменить, материал направить на новое судебное рассмотрение. Считая постановление судьи незаконным, указывает, что вопрос о вещественных доказательствах должен быть решен только в приговоре, а в приговоре этот вопрос не разрешен. Глава 47 и ст. 397 УПК РФ не позволяют суду решать вопросы, которые суд обязан был разрешить при постановлении приговора.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановления.

Приговором Московского городского суда от 5 апреля 2006 года М. и К. признаны виновными в совершении следующих преступлений: в участии в преступном сообществе (преступной организации), совершенном с использованием своего служебного положения; в незаконном обороте природных драгоценных камней, то есть в совершении сделки, связанной с природными драгоценными камнями, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации, а равно в незаконном хранении и перевозке природных драгоценных камней, совершенных в крупном размере, организованной группой (по эпизоду незаконного оборота алмазов, весом 3.524.747,35 карата);
в незаконном обороте природных драгоценных камней, то есть в совершении сделки, связанной с природными драгоценными камнями, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации, а равно в незаконном хранении и перевозке природных драгоценных камней, совершенных в крупном размере, организованной группой (по эпизоду незаконного оборота алмазов весом 33.748,45 карат); в незаконном обороте природных драгоценных камней, то есть в совершении сделки, связанной с природными драгоценными камнями, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации, а равно в незаконном хранении (М. и К.) и перевозке (К.) природных драгоценных камней, совершенных в крупном размере, организованной группой (по эпизоду незаконного оборота бриллиантов весом 1.467,55 карат); в незаконном обороте природных драгоценных камней, то есть в совершении сделки, связанной с природными драгоценными камнями, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации, а равно в незаконном хранении и перевозке природных драгоценных камней, совершенных в крупном размере, организованной группой (по эпизоду незаконного оборота бриллиантов весом 61,64 карата); в контрабанде, то есть в перемещении в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации стратегически важных сырьевых товаров, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, совершенном с сокрытием от таможенного контроля, сопряженном с недекларированием, организованной группой (по эпизоду контрабанды алмазов, весом 33.748,45 карат); в легализации (отмывании) денежных средств, то есть в совершении финансовых операций и других сделок с денежными средствами, приобретенными в результате совершения ими преступлений, в использовании указанных средств для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности, совершенном в крупном размере, с использованием своего служебного положения, организованной группой (по эпизодам легализации (отмывания) денежных средств через фирмы ООО “Ретро-Полис“, ООО “Ярко-Сервис“,
ООО “Антураж“ и ООО “Ода-Карат“).

Кроме того, М. признан виновным в незаконном обороте природных драгоценных камней, то есть в совершении сделки, связанной с природными драгоценными камнями, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации, а равно в незаконном хранении и перевозке природных драгоценных камней, совершенных в крупном размере, организованной группой (по эпизоду незаконного оборота алмазов весом 56.469,73 карат с использованием фиктивного ООО “Вайя СТ.“); в незаконном предпринимательстве, то есть в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий лицензирования, сопряженном с извлечением дохода в особо крупном размере, совершенном организованной группой (по эпизоду незаконного предпринимательства с использованием фиктивного ООО “Вайя СТ.“); в легализации (отмывании) денежных средств, то есть в совершении финансовых операций и других сделок с денежными средствами, приобретенными в результате совершения им преступления, в использовании указанных средств для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, совершенном в крупном размере с использованием своего служебного положения, организованной группой (по эпизоду легализации (отмывания) денежных средств с использованием фиктивного ООО “Вайя СТ.“ и ООО “Прагма-Проф“).

К. признана виновной в легализации (отмывании) денежных средств, то есть в совершении финансовых операций и других сделок с денежными средствами, приобретенными в результате совершения ею преступлений, в использовании указанных средств для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, совершенном в крупном размере, с использованием своего служебного положения, организованной группой (по эпизоду легализации (отмывания) 4 - 5 марта 2003 года денежных средств в размере 2.973.115 долларов США, эквивалентных 93.950.434 рублей); в легализации (отмывании) денежных средств, то есть в совершении финансовых операций и других сделок с денежными средствами, приобретенными в результате совершения ею преступлений, в использовании указанных средств
для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, совершенном в крупном размере, с использованием своего служебного положения, организованной группой (по эпизоду легализации (отмывания) в период с 15 января 2004 года по 17 февраля 2004 года денежных средств в размере 259.875 долларов США, эквивалентных 7.484.400 рублей); в покушении на контрабанду, то есть в покушении на перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации, стратегически важных сырьевых товаров, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, совершенном с сокрытием от таможенного контроля, сопряженном с недекларированием, организованной группой (по эпизоду покушения на контрабанду бриллиантов весом 13.144,9 карата).

Приговором в отношении вещественных доказательств постановлено: природные необработанные алмазы весом 33.748,45 карат изъятые у Л.; алмазы (бриллианты) весом 61,64 карата изъятые в ЗАО “Аурум+“; алмазы (бриллианты) весом 36,13 карат изъятые в ЗАО “Аурум+“; алмазы (бриллианты) весом 0,49 карата изъятые в ЗАО “Аурум+“; алмазы (бриллианты) весом 1.467,55 карата изъятые по месту жительства М.; алмазы (бриллианты) весом 1.234,39 карата, весом 11.843,48 карата, весом 67,42 карата, изъятые на таможенном посту “Специализированный“; алмазы (бриллианты) весом 19.581,19 карат, алмазное сырье весом 25.141,01 карат, изъятые в ЗАО “Аурум+“ и ЗАО “Ода-Карат“, хранящиеся в ГОХРАНе Российской Федерации, хранить в ГОХРАНе Российской Федерации, до вынесения отдельного постановления суда о дальнейшей судьбе вышеназванных вещественных доказательств.

Приговор суда вступил в законную силу 11 декабря 2006 года.

Постановление о судьбе вышеназванных вещественных доказательств принято на основании имеющегося в приговоре указания об этом.

При принятии решения о вещественных доказательствах суд руководствовался ст. 81 УПК РФ и Федеральным законом Российской Федерации “О драгоценных металлах и драгоценных камнях“ от 26
марта 1998 года N 41-ФЗ.

В соответствии со статьей 81 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, вещественные доказательства, имущество, деньги и иные ценности, полученные в результате преступных действий либо нажитые преступным путем, подлежат возвращению законному владельцу либо обращению в доход государства.

В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации “О драгоценных металлах и драгоценных камнях“ от 26 марта 1998 года N 41-ФЗ, полученные в результате осуществления незаконных добычи производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней доходы обращаются в установленном законодательством Российской Федерации порядке в доход государства. При этом драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат обязательной сдаче в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации.

Доводы кассационных жалоб, касающиеся незаконности приговора в части принятия решения по вещественным доказательствам в силу закона не могут служить предметом данного судебного разбирательства, поскольку кассационное решение по приговору уже состоялось и приговор вступил в законную силу и они могут быть рассмотрены в порядке, предусмотренном главой 48 УПК РФ.

Исходя из изложенного и руководствуясь ст. ст. 377, 378, 379, 388 УПК РФ, судебная коллегия

определила:

постановление судьи Московского городского суда от 28 июня 2007 года, которым решен вопрос о вещественных доказательствах по уголовному делу по обвинению М. и К. оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.