Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.11.2007 по делу N А42-3248/2007 Суд признал незаконным постановление Росфиннадзора о привлечении ОАО к ответственности по ст. 15.25 КоАП РФ за несоблюдение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, поскольку отчет о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ не отнесен к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям, в связи с чем нарушение ОАО сроков представления данного отчета не образует объективной стороны названного правонарушения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 ноября 2007 г. по делу N А42-3248/2007

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Бухарцева С.Н., Троицкой Н.В., при участии от открытого акционерного общества “Морская арктическая геологоразведочная экспедиция“ Каракосовой О.Н. (доверенность от 11.01.2007 N 402-04), рассмотрев 26.11.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Морская арктическая геологоразведочная экспедиция“ на решение Арбитражного суда Мурманской области от 22.06.2007 (судья Дмитриевская Л.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2007 (судьи Зотеева Л.В., Гафиатуллина Т.С., Загараева Л.П.) по делу N А42-3248/2007,

установил:

открытое акционерное общество “Морская арктическая геологоразведочная экспедиция“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный
суд Мурманской области с заявлением об оспаривании постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области (далее - управление) от 05.06.2007 N 44-НН о назначении обществу административного наказания на основании части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда от 22.06.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.08.2007, обществу отказано в удовлетворении заявления.

В кассационной жалобе ее податель просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. Общество считает, что совершенное им правонарушение не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере валютного регулирования и контроля, поскольку в отчетном периоде не было движения денежных средств по счету заявителя (резидента) в банке за пределами территории Российской Федерации. Допущенная заявителем просрочка в представлении отчета в налоговый орган (применительно к пункту 4 Правил представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2005 N 819; далее - Правила), является незначительной (три рабочих дня). Ранее к административной ответственности за аналогичные нарушения общество не привлекалось. Указанные и другие обстоятельства в рамках спорных правоотношений, по мнению общества, свидетельствуют о малозначительности вмененного ему административного правонарушения (статья 2.9, часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ).

В отзыве на жалобу управление просит оставить ее без удовлетворения.

Представители управления, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. В письме от 09.11.2007 N 49-06-06/2203 административный орган ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей в связи с недостаточностью денежных
средств на командировочные расходы. Кассационная коллегия не находит процессуальных оснований для отложения судебного разбирательства (статья 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела видно, что 09.02.2006 общество открыло счет в банке “ANDHRA BANK“, находящемся за пределами территории Российской Федерации (город Мумбаи, Индия).

05.02.2007 общество представило в Инспекцию Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - инспекция) отчет о движении средств по счету (вкладу), открытому в банке за пределами территории Российской Федерации, за IV квартал 2006 года (листы дела 11 - 14).

По результатам контроля инспекция установила, что в нарушение требований частей 7 и 8 статьи 12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле“ (далее - Закон) и пункта 4 Правил заявителем не соблюден срок представления указанного отчета (отчет подан в инспекцию 05.02.2007, в то время как его следовало представить в налоговый орган не позднее 30.01.2007).

Названные обстоятельства послужили инспекции основанием для составления в отношении общества протокола от 15.05.2007 об административном правонарушении по признакам деяния, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Согласно постановлению управления от 05.06.2007 N 44-НН действия общества квалифицированы как несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям (часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ). Заявитель привлечен к административной ответственности в виде 40000 руб. (400 МРОТ) штрафа.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований, указав на наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения (часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ) и отсутствие оснований для признания правонарушения малозначительным согласно
статье 2.9 КоАП РФ.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, кассационная коллегия считает, что судами неправильно применены нормы материального права.

Объективную сторону административного правонарушения образуют несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок (часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ).

В соответствии с частью 7 статьи 12 Закона резиденты, за исключением физических лиц - резидентов, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Требования к порядку открытия счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, проведения по указанным счетам (вкладам) валютных операций, а также представления отчетов о движении средств по этим счетам (вкладам), установленные статьей 12 Закона, не применяются к уполномоченным банкам и валютным биржам, которые открывают счета (вклады) в банках за пределами территории Российской Федерации, проводят по ним валютные операции и представляют отчеты в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации (часть 8 статьи 12 Закона).

Согласно части 3 статьи 23 Закона Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается: 1) для представления агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков, - Правительством Российской Федерации; 2) для представления уполномоченным банкам - Центральным банком Российской Федерации.

Предусмотренный Законом порядок представления налоговым органам названных отчетов и подтверждающих
документов установлен Правилами.

Согласно пункту 4 Правил резидент ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляет в налоговый орган отчет в двух экземплярах по форме согласно приложению и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете (подтверждающие банковские документы), по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала. При этом по каждому счету (вкладу), открытому в банке за пределами территории Российской Федерации, представляется отдельный отчет с подтверждающими банковскими документами.

Вместе с тем в силу части 4 статьи 5 Закона Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

Таким образом, только Центральный банк Российской Федерации является органом валютного регулирования в Российской Федерации (часть 1 статьи 5 Закона), к компетенции которого относится установление единых форм учета и отчетности по валютным операциям.

По смыслу приведенных нормативных положений следует различать документы и информацию, связанные с проведением валютных операций (в частности, движением средств по счету; часть 7 статьи 12 и часть 4 статьи 23 Закона), и документы, являющиеся формами учета и отчетности по валютным операциям. В спорном периоде в отношении резидентов, не являющихся уполномоченными банками, а также нерезидентов Центральным банком Российской Федерации не установлены формы учета и отчетности по валютным операциям, равно как порядок и сроки их представления.

Поскольку отчет о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации не отнесен к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным
операциям, нарушение обществом сроков представления данного отчета не образует объективной стороны вмененного административного правонарушения (часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ).

Выводы судов основаны на неверном истолковании норм материального права (часть 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Оспариваемое постановление управления является незаконным и подлежит отмене. По делу не требуется дополнительного исследования и повторной оценки доказательств.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 2 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 22.06.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2007 по делу N А42-3248/2007 отменить.

Заявление открытого акционерного общества “Морская арктическая геологоразведочная экспедиция“ удовлетворить.

Постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области от 05.06.2007 N 44-НН о назначении открытому акционерному обществу “Морская арктическая геологоразведочная экспедиция“ административного наказания за совершение правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признать незаконным и отменить.

Председательствующий

И.О.Подвальный

Судьи

С.Н.Бухарцев

Н.В.Троицкая