Решения и определения судов

Определение ВАС РФ от 19.07.2007 N 8527/07 по делу N А29-6709/06-2э В передаче дела по иску о взыскании расходов, понесенных медицинскими учреждениями в результате освидетельствования граждан в связи с призывом на военную службу, для пересмотра в порядке надзора отказано, так как отсутствуют основания для пересмотра, предусмотренные ст. 304 АПК РФ.

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 июля 2007 г. N 8527/07

ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ

ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Балахничевой Р.Г. и судей Бондаренко С.П., Прониной М.В. рассмотрел в судебном заседании заявление военного комиссариата Республики Коми Министерства обороны Российской Федерации о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Коми от 03.11.2006 по делу N А29-6709/06-2э и постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 04.04.2007 по тому же делу

по иску государственного учреждения Республики Коми “Коми республиканская больница“ (далее - учреждение) к военному комиссариату Республики Коми (далее - военный комиссариат), Министерству обороны Российской
Федерации, Фонду обязательного медицинского страхования Республики Коми, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми о взыскании 60920 рублей 85 копеек.

В качестве третьего лица к участию в деле привлечено Министерство здравоохранения Республики Коми.

Суд

установил:

решением Арбитражного суда Республики Коми от 03.11.2006, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 04.04.2007, исковые требования удовлетворены.

Судебные акты мотивированы заключенным сторонами договором от 12.12.2005 N 5/1 оказания медицинских услуг по обследованию граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет и призыву на военную службу, а право на возмещение убытков основано на нормах гражданского законодательства, которое обеспечивает его реализацию в отсутствие специальных нормативных актов.

В заявлении о пересмотре решения Арбитражного суда Республики Коми от 03.11.2006 и постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 04.04.2007 в порядке надзора заявитель - военный комиссариат просит их отменить, ссылаясь на необоснованность выводов судов, касающихся обстоятельств спора, и нарушения единообразия в толковании и применении норм материального права. В частности, заявитель считает договор от 12.12.2005 противоречащим законодательству с 01.01.2006 и в связи с этим не подлежащим исполнению.

Ознакомившись с доводами заявителя и имеющимися материалами, суд не усматривает оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Доводы заявителя о неправильном применении судами при рассмотрении данного спора норм материального права неосновательны и не могут быть приняты судом надзорной инстанции.

При разрешении спора судами установлено, что военный комиссариат (заказчик) и учреждение (исполнитель) 12.12.2005 заключили договор N 5/1 на оказание медицинских услуг по обследованию граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет и призыву на военную службу сроком
до 31.12.2006, согласно которому исполнитель оказывает услуги, а заказчик проводит их оплату по установленным тарифам.

На основании направлений призывных комиссий в январе - феврале учреждение оказало услуги по обследованию и лечению граждан, направленных военным комиссариатом, и предъявило к оплате счета-фактуры на общую сумму 60920 рублей 85 копеек.

Факт оказания услуг, наличие задолженности за оказанные услуги по обследованию и лечению граждан ответчиком не оспаривается.

Обязательства, возникшие из предоставления услуг медицинской организацией по амбулаторному, стационарному медицинскому обследованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также при первоначальной постановке на воинский учет, регулируются специальными правовыми нормами - Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе“ (далее - Закон), Положением о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе (далее - Положение), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 N 1441.

Согласно пункту 7 статьи 1 Закона компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 Положения установлено, что финансирование подготовки граждан к военной службе осуществляется за счет средств федерального бюджета. Согласно пункту 2 Положения обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает медицинское освидетельствование и медицинское обследование.

Пунктом 28 Положения предусмотрено, что лечебно-оздоровительные мероприятия и обследования (наблюдения) организуются в порядке, устанавливаемом органами военного управления и медицинскими учреждениями государственной и муниципальной систем здравоохранения, и проводятся во взаимодействии с военными комиссариатами под руководством органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

При этом механизм возмещения затрат, понесенных медицинскими учреждениями в результате освидетельствования граждан в связи с призывом на военную
службу, определен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 “О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе“, в том числе путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату.

Обязанность медицинской организации по направлению комиссариата предоставлять необходимых специалистов для обследования призывников вытекает из норм гражданского законодательства, договора от 12.12.2005 N 5/1, обязанность государства по финансированию мероприятий по подготовке граждан к военной службе вытекает из норм публичного права.

Объем предоставления медицинских услуг определялся военным комиссариатом, оказание услуг осуществлялось по его заявкам.

Исходя из изложенного и руководствуясь приведенными нормами законодательства, отсутствием оснований для признания договора от 12.12.2005 N 5/1 недействительным, суды удовлетворили исковые требования.

Недостаточность финансирования не может явиться основанием к отказу в иске к военному комиссариату, поскольку в этом случае применяются положения о субсидиарной ответственности собственника имущества.

Доводы заявителя были предметом рассмотрения судов и получили соответствующую правовую оценку. Согласно главе 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд надзорной инстанции полномочиями по переоценке доказательств не наделен.

Нарушений норм права или единообразия сложившейся практики по данной категории спора не установлено.

Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

определила:

в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А29-6709/06-2э Арбитражного суда Республики Коми для пересмотра в порядке надзора решения от 03.11.2006 и постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 04.04.2007
по тому же делу отказать.

Председательствующий судья

Р.Г.БАЛАХНИЧЕВА

Судья

С.П.БОНДАРЕНКО

Судья

М.В.ПРОНИНА