Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.11.2007 по делу N А13-3164/2007 Департамент земельных отношений правомерно отказал в предоставлении ООО в аренду земельного участка для строительства жилого дома, поскольку до внесения изменений в Земельный кодекс РФ, устанавливающих предоставление земельных участков в аренду или собственность на аукционах, спорный участок не был сформирован и решение уполномоченного органа о предварительном согласовании места размещения объекта отсутствовало.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 ноября 2007 г. по делу N А13-3164/2007

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Сапоткиной Т.И. и Сергеевой И.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью “Промстрой плюс“ Корчагина Д.В. (доверенность от 28.05.2007), от администрации города Вологды Задворной Л.Л. (доверенность от 14.04.2006), от Департамента земельных отношений Вологодской области Тороповой А.В. (доверенность от 23.07.2007), рассмотрев 28.11.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Промстрой плюс“ на решение Арбитражного суда Вологодской области от 30.07.2007 по делу N А13-3164/2007 (судья Курпанова Н.Ю.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Промстрой плюс“ (далее - Общество) обратилось в
Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным отказа Департамента земельных отношений Вологодской области (далее - Департамент), изложенного в письме от 27.02.2007 N 03-02-03/2004, в предоставлении заявителю в аренду земельного участка площадью 2974 кв.м с кадастровым номером 35:24:0202025:0051, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Зосимовская, для строительства жилого дома.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Вологды (далее - Администрация).

Решением от 30.07.2007 в удовлетворении заявленного требования отказано.

В апелляционном порядке решение суда не пересматривалось.

В кассационной жалобе Общество просит отменить принятый судебный акт и признать недействительным оспариваемый отказ Департамента, ссылаясь на неправильное толкование момента возникновения отношений по предоставлению спорного земельного участка между заявителем и Администрацией применительно к положениям пункта 4 статьи 38 Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации“.

Администрация направила в суд отзыв на кассационную жалобу, в котором соглашается с доводами жалобы Общества и просит ее удовлетворить: отменить решение суда от 30.07.2007 и удовлетворить требования Общества в полном объеме.

Департамент в своем отзыве на кассационную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу Общества - без удовлетворения, считая обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Департамента, ссылаясь на их необоснованность, просил оставить жалобу без удовлетворения.

Представитель Администрации поддержал позицию Общества.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Общество 14.02.2005 обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка под строительство жилого дома по адресу:
г. Вологда, ул. Зосимовская, д. 54, д. 54а.

Комиссия по выбору земельных участков при Администрации (далее - Комиссия), в полномочия которой входит принятие решений по размещению объектов градостроительной деятельности на территории г. Вологды, 03.03.2005 приняла решение о предварительном согласовании Обществу земельного участка для проектирования жилого дома переменной этажности по улице Зосимовская общей площадью 2970 кв.м в соответствии с актом выбора земельного участка.

На основании данного решения Комиссии Общество подготовило необходимую техническую документацию, получило заключения о разрешенном использовании земельного участка, разработало технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.

Постановлением главы города Вологды от 01.11.2006 N 4479 Обществу предварительно согласовано место размещения жилого дома переменной этажности со встроенными нежилыми помещениями в первом и цокольном этажах на испрашиваемом земельном участке ориентировочной площадью 3660 кв.м, и утвержден для этих целей проект границ земельного участка согласно приложению к постановлению. Пунктом 3 указанного постановления Обществу предлагалось выполнить землеустроительные работы по установлению границ земельного участка на местности, расселить граждан, зарегистрированных по месту жительства в жилых домах N 54, 54а по улице Зосимовской согласно заключенному с муниципальным образованием “Город Вологда“ договору от 23.06.2006, после чего обратиться в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства.

Земельный участок прошел кадастровый учет в 2007 году, и ему присвоен кадастровый номер 35:24:0202025:0051.

В соответствии с Законом Вологодской области от 20.11.2006 N 1518-ОЗ “О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования “Город Вологда“, постановлением главы города Вологды от 30.01.2007 N 266 “О прекращении осуществления полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования
“Город Вологда“, Положением о Департаменте, утвержденным постановлением Правительства Вологодской области от 23.10.2006 N 1031, распоряжение расположенными на территории муниципального образования “Город Вологда“ земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, с 01.01.2007 осуществляет Правительство области и (или) созданный в соответствии с действующим законодательством специально уполномоченный в сфере земельных отношений орган исполнительной государственной власти Вологодской области, которым является Департамент.

Руководствуясь названными актами, Общество обратилось в феврале 2007 года в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка по улице Зосимовской в городе Вологде для строительства жилого дома.

Письмом от 27.02.2007 N 03-02-03/2004 Департамент отказал Обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, мотивировав свой отказ тем, что в соответствии с пунктом 15 статьи 3 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ земельный участок предоставляется в аренду для жилищного строительства без проведения торгов (конкурса, аукциона) при условии наличия решения уполномоченного органа о предварительном согласовании места размещения объекта, принятого до 01.10.2005, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка, в то время как постановление главы города Вологды о предварительном согласовании Обществу земельного участка принято 01.11.2006.

Не согласившись с действиями Департамента и оценив его письмо от 27.02.2007 как ненормативный правовой акт, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленных требований.

Кассационная инстанция считает, что указанный вывод суда основан на правильном применении и толковании норм материального права.

В соответствии со статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления,
иных органов, должностных лиц незаконными является наличие двух условий одновременно: несоответствие таких актов, решений (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Данные обстоятельства судом первой инстанции не установлены.

Согласно пункту 2 статьи 16 и статье 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации“ Земельный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 30.1 “Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности“, вступившей в законную силу с 01.10.2005.

Пунктами 1 и 2 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта; продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного пунктом 27 статьи 38.1 названного Кодекса.

В абзаце 5 пункта 15 статьи 3 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ в редакции Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ предусмотрено, что в случае, если в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации частично или полностью выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства, но до 1 октября 2005 года не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, такой земельный участок не может быть предоставлен для жилищного строительства в аренду или собственность без проведения аукциона.

Согласно пункту 4 статьи 38 Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ данная норма распространяется
на правоотношения, возникшие с 01.10.2005.

Обстоятельствами дела подтверждено, что главой города Вологды постановление о предварительном согласовании места размещения жилого дома принято 01.11.2006, то есть после 01.10.2005.

Таким образом, отказ Департамента в предоставлении Обществу в аренду земельного участка, выраженный в письме от 27.02.2007, суд правомерно признал не противоречащим статье 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Доводы общества о том, что правоотношения между Обществом и Администрацией по предоставлению земельного участка в соответствии с процедурой предварительного согласования места размещения объекта возникли задолго до 01.10.2005, поэтому действие абзаца 5 пункта 15 статьи 3 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ на данные правоотношения не распространяются, обоснованно отклонены судом первой инстанции как основанные на неправильном толковании норм земельного законодательства.

При этом арбитражный суд первой инстанции правомерно учел, что по состоянию на 01.10.2005 испрашиваемый земельный участок не был сформирован, решение о предварительном согласовании места размещения жилого дома отсутствовало.

Абзацем 1 пункта 15 статьи 3 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ в редакции Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ предусмотрено, что до 30.12.2007 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства, комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено соглашением, заключенным таким лицом с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления при одновременном соблюдении следующих условий: соглашение заключено с таким лицом до 30.12.2004; соглашением предусмотрены осуществление таким лицом передачи жилых помещений, снос объектов капитального строительства либо строительство объектов коммунальной или социальной инфраструктуры и на момент заключения договора
аренды земельного участка в соответствии с настоящим пунктом указанные обязательства выполнены полностью.

Представленный заявителем суду договор между ним и Администрацией был заключен только 23.06.2006. На день рассмотрения дела в суде обязательства, принятые заявителем в соответствии с названным договором, также не выполнены.

Следовательно, решение об отказе Обществу в удовлетворении требования принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 30.07.2007 по делу N А13-3164/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Промстрой плюс“ - без удовлетворения.

Председательствующий

А.В.Кадулин

Судьи

Т.И.Сапоткина

И.В.Сергеева