Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 28.06.2007 N 81-В07-16 Дело по иску о возмещении вреда, причиненного здоровью при выполнении работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, индексации сумм возмещения вреда направлено для рассмотрения по существу в президиум областного суда, так как суду следует сопоставить размеры подлежащих уплате таким гражданам компенсационных сумм в рамках соответствующего периода, рассчитанных на основе нового критерия индексации, с размерами сумм, рассчитанных на основе показателей прожиточного минимума в субъектах РФ.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 июня 2007 года

Дело N 81-В07-16

Судья Верховного Суда Российской Федерации А.В. Малышкин, рассмотрев истребованное по надзорным жалобам Ф. и Военного комиссариата Кемеровской области дело по иску Ф. к Военному комиссариату Кемеровской области, Министерству обороны Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного здоровью при выполнении работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, индексации сумм возмещения вреда

установил:

Ф. является инвалидом третьей группы с 50% утратой трудоспособности. Причина инвалидности и утраты трудоспособности - увечье, полученное при исполнении обязанностей службы, связанных с устранением последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В соответствии с п. 25 ст. 14 Закона РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ истец имеет право на выплату ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью. По мнению истца, индексация данных выплат надлежащим образом не производилась. Кроме того, ответчик выплачивает ему ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров и ежегодную компенсацию за вред здоровью, однако индексацию данных сумм также не производит, в связи с чем Ф. и обратился в суд с указанным выше иском.

Решением Заводского районного суда г. Кемерово от 07.12.2005 с исправлениями описок и арифметических ошибок, внесенными определением того же суда от 14.02.2006 исковые требования Ф. удовлетворены частично. Признан незаконным отказ Военного Комиссариата Кемеровской области в проведении индексации и перерасчета ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и компенсации на приобретение продовольственных товаров в связи с изменением величины прожиточного минимума и уровня инфляции. Взыскана с Военного Комиссариата Кемеровской области в пользу истца ежемесячно, начиная с июля 2005 года и бессрочно ежемесячная выплата компенсации вреда здоровью в сумме 7898 руб. 87 коп. с последующей ежегодной индексацией в связи с инфляцией. Также взысканы: разница выплат ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью с начала 2001 года по октябрь 2005 года включительно в сумме 133195 руб. 86 коп.; ежегодная компенсация за вред здоровью за 2005 год в сумме 891 руб. 16 коп.; разница в выплатах ежегодной компенсации за вред здоровью за 2001 - 2004 гг. в сумме 1128 руб. 26 коп.; ежемесячно, начиная с июля 2005 года и бессрочно денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в сумме 668 руб. 36 коп. с последующей ежегодной индексацией в связи с инфляцией; разница по ежемесячным выплатам
компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с начала 2001 года по ноябрь 2005 года включительно в сумме 13274 руб. 37 коп.; в возмещение расходов, связанных с проездом представителя для участия в судебных заседаниях в сумме 1330 руб. 30 коп. Суд определил размер ежегодной компенсации за вред здоровью на будущее время, начиная с 2006 года в сумме 891 руб. 16 коп. с последующей индексацией в связи с инфляцией, в остальной части в иске Ф. отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 10.05.2006 решение Заводского районного суда г. Кемерово от 07.12.2005 оставлено без изменения.

В надзорных жалобах Ф. и Военный комиссариат Кемеровской области просят состоявшиеся по делу судебные постановления отменить.

Определением судьи Верховного Суда РФ от 26.04.2007 дело истребовано в Верховный Суд РФ.

Дело надлежит передать для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции - президиум Кемеровского областного суда.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.

Установлено, что истцу в соответствии с п. 22 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ (в редакции, действовавшей на момент возникновения у истца права на получение выплат) выплачивается ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров, а также в соответствии с ч. 1 ст. 39 названного Закона ежегодная компенсация за вред здоровью. Как видно из материалов, дела, с 2000 года индексация данных выплат надлежащим образом не производилась.

Удовлетворяя требования об индексации указанных выплат,
суд правильно пришел к выводу о том, что данные выплаты, в соответствии с положениями Постановления Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года N 11-П входят в объем выплат возмещаемого вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предусмотренных Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 и подлежат индексации в порядке, предусмотренном для ежемесячных сумм и иных выплат возмещения вреда здоровью.

При этом суд указал, что указанные суммы подлежат индексации до 18.06.2002 с учетом роста величины прожиточного минимума, а с 19.06.2002 исходя из уровня инфляции, в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ “О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС“, в статью 2 Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС“.

Однако с таким выводом суда согласиться нельзя по следующим основаниям.

Как указывалось выше и было установлено судом, ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью входят в объем выплат возмещаемого вреда, причиненного здоровью, в связи с чем подлежат индексации в порядке, предусмотренном для ежемесячных сумм и иных выплат возмещения вреда здоровью. Таким образом, с учетом положений части третьей ст. 5 базового Закона РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ (в редакции Федерального закона от 24.11.1995 N 179-ФЗ), ст. 1 Закона РСФСР от 24.10.1991 N 1799-1 “Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР“ (в редакции Указа Президента
Российской Федерации от 24.12.1993 N 2288), ст. 318 ГК РФ (в редакции, действовавшей с 01.01.1995 до 29.11.2002), допускавшими возможность индексации данных выплат пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда, суд вправе был произвести такую индексацию за период с 1 июля 2000 года до 1 января 2001 года с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ “О минимальном размере оплаты труда“, т.е. с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 1 июля 2000 года, равного 1,581 (132 : 83,49), а с 1 января 2001 г. с учетом коэффициента, равного 1,515 (200 : 132).

Также неверно произведена судом индексация ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью в учетом роста величины прожиточного минимума с 01.01.2001, поскольку по смыслу ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“, предусматривающей ежегодную индексацию сумм ежемесячных выплат пропорционально росту величины прожиточного минимума, первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена по истечении данного календарного года, т.е. с января 2002 года.

Такой порядок индексации сумм возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, предусмотрен и Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005 N 7 “О внесении изменений и дополнений в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 N 35 “О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации “О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“.

Следует учесть и то, что в связи с принятием Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ “О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС“, в статью 2 Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС“ размеры выплат, установленные в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 14 или пунктом 11 части 1 статьи 15 Закона РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС“ был введен новый порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью, в соответствии с которым с 19 июня 2002 года указанные суммы индексируются исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 24 декабря 2002 года N 176-ФЗ “О федеральном бюджете на 2003 год“ в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, выплата гражданам недополученных сумм за 2002 - 2004 годы производится в течение 2005 - 2006 годов.

Во исполнение вышеназванного Закона приняты Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 847, от 25 мая 2005 года N 326, от 7 мая 2005 года N 292, предусматривающие последующее поэтапное индексирование размеров компенсаций и иных выплат.

При этом, в силу Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 октября 2005 года N 364-О при разрешении вопроса о возможности применения нового порядка индексации компенсационных выплат за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года как к гражданам уже получающим выплаты в соответствии с
решениями судов, так и к гражданам ранее не обращавшимся в суд, но которым выплаты полагались, суд должен руководствоваться конституционным принципом равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации), а также исходить из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости придания закону, ухудшающему правовое положение граждан, обратной силы. Так, суду следует сопоставить размеры подлежащих уплате таким гражданам компенсационных сумм в рамках соответствующего периода, рассчитанных на основе нового критерия индексации (уровня инфляции), с размерами сумм, рассчитанных на основе показателей прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации.

В случае, когда судом при рассмотрении дела будет установлено, что применение какого-либо критерия индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, приводит к уменьшению размера выплат, по сравнению с суммами, рассчитанными в соответствии с другим механизмом индексации, надлежит исходить из необходимости применения за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года наиболее благоприятного для получателей указанных выплат критерия их индексации.

Таким образом, индексация ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью, как и ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью в период с 19.06.2002 по 29.05.2004 подлежали индексации по наиболее благоприятному для истца варианту.

Эти доводы заслуживают внимания, в связи с чем дело вместе с надзорными жалобами Ф., Военного комиссариата Кемеровской области и настоящим определением следует направить для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 384 Гражданского процессуального кодекса РФ,

определил:

дело по иску Ф. к Военному комиссариату Кемеровской области, Министерству обороны Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного здоровью при выполнении работ по ликвидации
последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, индексации сумм возмещения вреда направить для рассмотрения по существу в президиум Кемеровского областного суда.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

А.В.МАЛЫШКИН