Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 16.05.2007 N 7-Г07-5 Об оставлении без изменения решения Ивановского областного суда от 08.02.2007, которым удовлетворено заявление о признании недействующими п. п. 3, 14 ст. 6 Закона Ивановской области “Об обеспечении чистоты и порядка на территории Ивановской области“ от 18.07.2006 N 75-ОЗ.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 мая 2007 года

Дело N 7-Г07-5

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Пирожкова В.Н.,

судей Калининой Л.А.,

Макарова А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Ивановской областной Думы и Губернатора Ивановской области об отмене решения Ивановского областного суда от 8 февраля 2007 года, которым удовлетворено заявление прокурора, признаны недействующими пункты 3, 14 статьи 6 Закона Ивановской области N 75-ОЗ от 18 июля 2006 года “Об обеспечении чистоты и порядка на территории Ивановской области“.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Ивановской областной Думы М., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение заместителя начальника отдела по надзору за исполнением законов об охране природы Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры П., полагавшего решение оставить без изменения, Судебная коллегия

установила:

заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора обратился в суд с заявлением о признании пунктов 3, 14 статьи 6 Закона Ивановской области N 75-ОЗ от 18 июля 2006 года “Об обеспечении чистоты и порядка на территории Ивановской области“ недействующими, сославшись на их противоречие федеральному законодательству.

В обоснование заявления указал, что оспариваемые нормы не предусматривают дифференцированных требований к регулярности вывоза мусора и размещению урн в зависимости от критериев, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации. В частности пункт 3 статьи 6 Закона Ивановской области устанавливает периодичность вывоза мусора в соответствии с графиком, но не реже одного раза в три дня, тогда как пункт 2.2.1 Санитарных правил и норм СанПин
42-128-4690-88 “Санитарные правила содержания территорий населенных мест“, утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88, предусматривает срок хранения отходов в дворовых сборниках в теплое время года (при плюсовой температуре свыше + 5 С) не более одних суток, а пункт 4.8 ГОСТа Р 51617-2000 “Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия“, принятых постановлением Госстандарта РФ от 19.06.2000 N 158-СТ - ежедневный вывоз твердых и жидких бытовых отходов при температуре выше + 14 С;

пункт 14 статьи 6 Закона Ивановской области определяет порядок расстановки урн в местах массового посещения населения - в указанных местах урны устанавливаются на расстоянии, не превышающем 100 м одна от другой, тогда как согласно пункту 4.1 санитарных правил во избежание захламления территорий массового посещения населения расстояние между урнами определяется органами коммунального хозяйства в зависимости от интенсивности использования магистрали (территории), но не более чем через 40 м на оживленных, и 100 м - на малолюдных, а пункт 3.7.17 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ N 170 от 27.09.2003, предусматривает расстояние между урнами не менее 50 м на тротуарах III категории, не более 100 м - на остальных тротуарах.

Решением Ивановского областного суда заявление прокурора удовлетворено.

В кассационных жалобах Ивановская областная Дума, Губернатор Ивановской области просят решение отменить с прекращением производства по делу как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.

Изучив доводы кассационных жалоб, проверив материалы дела, Судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения.

Согласно статье 3 Федерального закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ N 52-ФЗ от 30.03.1999 (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ), направленного на обеспечение
санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Согласно статье 22 Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 2.2.1 Санитарных правил и норм СанПин 42-128-4690-88 “Санитарные правила содержания территорий населенных мест“, утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88, установлено, что при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре - 5 градусов и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше + 5 градусов) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

Пункт 4.1 Санитарных правил также определяет, что на всех площадях и улицах, в садах, парках, на вокзалах, в аэропортах, на пристанях, рынках, остановках городского транспорта и других местах должны быть выставлены в достаточном количестве урны. Расстояние между урнами определяется органами коммунального хозяйства в зависимости от интенсивности использования магистрали
(территории), но не более чем через 40 м на оживленных и 100 м - на малолюдных. Обязательна установка урн в местах остановки городского транспорта и у входа в метро.

Кроме того, пунктом 4.8 ГОСТа Р 51617-2000 “Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия“, принятого постановлением Госстандарта РФ от 19.06.2000 N 158-СТ регламентируется, что услуги по вывозу твердых и жидких бытовых отходов должны оказываться в следующие сроки: не реже одного раза в три дня - при температуре воздуха до 14 °С; ежедневно - при температуре воздуха выше 14 °С. Также пунктом 3.7.17 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ N 170 от 27 сентября 2003 года определено, что на территории каждого домовладения должны быть установлены урны, соответствующие утвержденному местным органом самоуправления образцу. Расстояния между урнами должны быть не менее 50 м на тротуарах III категории, не более 100 м - на остальных тротуарах, во дворах, в местах возможного образования мелких отходов (перед входами в магазины и т.д.).

Из сравнительного анализа оспариваемых прокурором положений и вышепоименованных федеральных норм следует, что, действительно, пункты 3, 14 статьи 6 Закона Ивановской области N 75-03 18.07.2006 не предусматривают дифференцированных требований к регулярности вывоза мусора и размещению урн, как того требуют названные федеральные нормы.

При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции о признании противоречащими федеральному законодательству оспариваемых прокурором положений, являются законными и обоснованными, а решение об удовлетворении заявления - не подлежащим отмене.

Доводы Ивановской областной Думы и Губернатора Ивановской области о том, что Санитарные правила содержания территорий населенных мест, утвержденные Минздравом СССР от 5 августа 1988 года не могут
применяться на территории Российской Федерации, несостоятельны. Суд правильно указал в решении, что эти Правила приняты в соответствии с порядком, установленным на момент их издания, являются действующими, так как в соответствии со ст. 4 Закона РСФСР N 263-1 от 24.10.1990 “О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР“, акты СССР, изданные до принятия этого Закона, действуют на территории РСФСР, поскольку они не приостановлены Верховным Советом РСФСР или Советом Министров РСФСР.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 361, 362 Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Ивановского областного суда от 8 февраля 2007 года оставить без изменения, кассационные жалобы Ивановской областной Думы и Губернатора Ивановской области - без удовлетворения.