Решения и определения судов

Определение ВАС РФ от 25.04.2007 N 4758/07 по делу N А66-2298/2006 В передаче дела по иску о взыскании расходов, связанных с предоставлением гражданам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, для пересмотра в порядке надзора отказано, так как отсутствуют основания, предусмотренные статьей 304 АПК РФ, для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу.

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 25 апреля 2007 г. N 4758/07

ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ

ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Балахничевой Р.Г., Ксенофонтовой Н.А. рассмотрел в судебном заседании заявление Минфина России в лице Управления Федерального казначейства по Тверской области (С.-Петербургское шос., 53а, г. Тверь, 170036) о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 17.07.2006, постановления суда апелляционной инстанции от 31.10.2006 Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-2298/2006 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.02.2007 по тому же делу по иску общества с ограниченной
ответственностью “Дома в порядке+“ к Российской Федерации в лице Минфина России о взыскании 83800 рублей 65 копеек расходов за период с января по июль 2005 года и о взыскании с Тверской области в лице Департамента социальной защиты населения Тверской области 237418 рублей 48 копеек расходов за период с 14.10.2004 по 31.12.2004, связанных с предоставлением гражданам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных Федеральным законом “О ветеранах“.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ООО “Единый расчетно-кассовый центр“, МУП “Тверская дирекция единого заказчика“, Территориальный отдел социальной защиты населения по г. Твери.

Суд

установил:

решением суда первой инстанции от 17.07.2006, подтвержденным судом апелляционной инстанции, исковые требования удовлетворены частично: с казны Тверской области через Департамент социальной защиты населения Тверской области взыскано 201202 рубля 39 копеек расходов за период с 14.10.2004 по 31.12.2004. С казны Российской Федерации в лице Минфина России взыскано 71017 рублей 50 копеек расходов за период с 01.01.2005 по 01.08.2005. В остальной части иска (сумма НДС) отказано.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 14.02.2007 решение и постановление апелляционной инстанции в части взыскания с Департамента социальной защиты населения Тверской области за счет казны Тверской области 201202 рублей 39 копеек расходов отменил со ссылкой на пункт 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23. Дело в указанной части направил на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Тверской области. В остальной части судебные акты оставил без изменения.

При рассмотрении спора суды исходили из следующего.

Истец в спорный период предоставлял гражданам льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии
с Федеральным законом “О ветеранах“.

Невозмещение истцу расходов от предоставления названных льгот послужило основанием для обращения с настоящим иском.

Факт предоставления льгот и их размер подтверждены материалами дела и сторонами не оспариваются.

Согласно статье 10 Федерального закона “О ветеранах“ (в редакции ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ) меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 Федерального закона “О ветеранах“ и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Пунктом 2 Правил расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 N 614, финансирование расходов, связанных с обеспечением жильем граждан, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год в составе Федерального фонда компенсаций.

Поскольку доказательств выделения из федерального бюджета бюджету Тверской области средств на возмещение указанных расходов в достаточном размере, как и доказательств нецелевого использования Тверской областью бюджетных средств не представлено, суд удовлетворил исковые требования за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России.

Заявитель (Минфин России) не согласен с вынесенными судебными актами, просит об их отмене, ссылаясь на нарушения норм материального права. По мнению заявителя, отсутствуют необходимые признаки для возмещения вреда.

Доводы заявителя были предметом рассмотрения судами, и им давалась правовая оценка. Нарушений норм материального права не установлено. Судами исследованы все обстоятельства по делу и представленные доказательства.

Удовлетворяя исковые требования за счет казны Российской Федерации, суды учитывали, что причинение убытков истцу непосредственно связано с бездействием Минфина России, выразившимся в невыделении
денежных средств, необходимых и достаточных для возмещения расходов предприятиям в связи с предоставлением льгот в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“.

Недополученные истцом в результате предоставления названных льгот расходы согласно статьям 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации являются реальным ущербом и обоснованно взысканы судом за счет средств казны Российской Федерации.

Довод заявителя о выполнении им своих обязательств, не может быть принят во внимание. Право требования возмещения Российской Федерацией понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот определенным категориям граждан не может быть связано с фактом включения (невключения) в бюджет средств на компенсацию расходов в необходимом размере. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления субсидий гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения. Недостаточность средств, предусмотренных в федеральном бюджете на реализацию Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, не влечет прекращения обязанности Российской Федерации по возмещению истцу расходов, возникших в связи с предоставлением льгот названной категории граждан за свой счет.

При таких обстоятельствах по настоящему делу отсутствуют основания, предусмотренные статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

определил:

в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А66-2298/2006 Арбитражного суда Тверской области для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 17.07.2006, постановления суда апелляционной инстанции от 31.10.2006 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.02.2007 по тому же делу отказать.

Председательствующий

судья

О.А.КОЗЛОВА

Судья

Р.Г.БАЛАХНИЧЕВА

Судья

Н.А.КСЕНОФОНТОВА