Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 18.04.2007 N 71-Г07-3 Об оставлении без изменения решения Калининградского областного суда от 09.02.2007, которым оставлено без удовлетворения заявление о признании недействующим п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона Калининградской области “О внесении изменений в Закон Калининградской области “О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области“ от 15.11.2006 N 76.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 апреля 2007 года

Дело N 71-Г07-3

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Пирожкова В.Н.,

судей Калининой Л.А.,

Меркулова В.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы В., Т., С., М. об отмене решения Калининградского областного суда от 9 февраля 2007 года, которым отказано в удовлетворении заявлений К., В., М., Ж., С., Т. о признании недействующим пункта 3 части 1 статьи 1 Закона Калининградской области “О внесении изменений в Закон Калининградской области “О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области“ N 76 от 15 ноября 2006 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения заявителя Т., представителя заявителей Г., поддержавших доводы кассационных жалоб, представителя Губернатора и Правительства Калининградской области С.Е., представителя Калининградской областной Думы К.Ю., возражавших против удовлетворения кассационных жалоб, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшего решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Законом Калининградской области N 76 от 15 ноября 2006 года “О внесении изменений в Закон Калининградской области “О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области“ вступившим в силу с 1 января 2007 года в пункте 3 части 1 статьи 1 изменены меры социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, проживающих на территории Калининградской области. Так, подпункты 1, 2, 3, 4 пункта 1 признаны утратившими силу; подпункт 7 пункта 1 изложен в
следующей редакции: “взамен предоставлявшихся в натуральном виде отдельных мер социальной поддержки ежемесячная денежная выплата в размере 1200 рублей“; первый абзац пункта 2 после слов “имеют право“ дополнен словами “получать возмещение затрат“; в подпункте “а“ пункта 2 слово “бесплатную“ исключено; в подпункте “б“ пункта 2 слово “бесплатный“ исключено.

Таким образом, Законом Калининградской области N 76 от 15 ноября 2006 года реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, были заменены ежемесячной денежной выплатой в размере 1200 рублей следующие виды льгот, ранее предоставлявшиеся в натуральной форме: оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальной квартире - занимаемой жилой площади); оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг; бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения; бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных).

В документе, видимо, допущен пропуск текста: имеется в виду статья 1 Протокола N 1 Конвенции о защите прав и основных свобод человека.

К., В., М., Ж., С., Т., являясь лицами, подвергшимися политическим репрессиям и впоследствии реабилитированными, обратились в суд с заявлениями о признании недействующим пункта 3 части 1 статьи 1 названного Закона, сославшись на его противоречие части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации, статье 16 Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“ от 18 октября 1991 года, преамбуле и статье 153 Федерального закона N 122-ФЗ, а также положениям статьи 1 Протокола Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод человека.

В обоснование заявлений указали, что, установленный оспариваемыми нормами, размер ежемесячной денежной компенсации
в 1200 руб. недостаточен для того, чтобы компенсировать ранее установленные льготы в натуральной форме. Кроме того, не предусмотрены льготы на снижение на 50% оплаты коммунальных услуг для членов семьи реабилитированного лица, совместно с ним проживающих.

Калининградская областная Дума, Губернатор и Правительство Калининградской области с требованиями не согласились.

Калининградским областным судом постановлено вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе заявители просят решение отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.

Суть доводов сводится к воспроизведению первоначального заявления.

Относительно кассационных жалоб Калининградской областной Думой Правительством Калининградской области поданы возражения.

Изучив и обсудив доводы кассационных жалоб, проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит их подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года “О реабилитации жертв политических репрессий“ (в ред. Федерального закона Российской Федерации N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года) расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из их фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.

В силу положений статьи 153 Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ“ при
изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Из материалов дела следует, что в Калининградской области в 2006 году совокупный объем финансирования расходов на реализацию Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“ не уменьшен, а увеличен, по сравнению с 2004 годом.

В частности согласно представленным Правительством Калининградской области сведениям расходы на эти цели в 2004 году составили 11800000 руб. Между тем в соответствии с Законом Калининградской области “Об областном бюджете на 2006 год“ на возмещение предоставленных льгот и ежемесячную денежную выплату в 2006 году было выделено 19019106,26 руб., а Законом Калининградской области “Об областном бюджете на 2007 год“ предусмотрено 24672000 руб.

При таких обстоятельствах, Судебная коллегия полагает выводы суда о том, что права граждан оспариваемыми нормами не нарушены правильными, а доводы заявителей о том, что расчет размера ежемесячной денежной компенсации должен быть произведен, исходя из фактических затрат конкретного лица (в частности - по оплате коммунальных услуг, проезду в транспорте), а не совокупного объема финансирования соответствующих льгот и выплат, не основанными на Законе.

Нельзя согласиться с доводами заявителей о том, что региональным Законом должны быть предусмотрены льготы по 50%-ной оплате коммунальных услуг для членов семьи реабилитированного лица, совместно с ним проживающих.

По смыслу статьи 16 Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“ от 18 октября 1991 года мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации обеспечиваются именно реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от
политических репрессий, а не их члены семьи.

Таким образом, решение о признании недействующими, оспариваемых заявителями норм, основано на правильном толковании норм материального права, а поэтому не подлежит отмене.

Других доводов, влекущих отмену решения суда первой инстанции, в кассационных жалобах не содержится.

С учетом изложенного, руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Калининградского областного суда от 9 февраля 2007 года оставить без изменения, а кассационные жалобы В., Т., С., М. - без удовлетворения.