Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 18.04.2007 N 53-Г07-4 Об отмене решения Красноярского краевого суда от 18.01.2007 и признании противоречащими федеральному законодательству и не подлежащими применению пункта 5 статьи 6 полностью, пункта 4.1 статьи 13 Закона Красноярского края “О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг“ от 17.12.2004 N 13-2804.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 апреля 2007 года

Дело N 53-Г07-4

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Пирожкова В.Н.,

судей Калининой Л.А.,

Меркулова В.П.

рассмотрела в судебном заседании кассационное представление прокурора Красноярского края на решение Красноярского краевого суда от 18 января 2007 года, которым удовлетворено частично его заявление.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшего решение отменить, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

пункт 5 статьи 6 Закона Красноярского края N 13-2804 от 17 декабря 2004 года “О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг“ изложен в следующей редакции: “Педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), для которых указанные учреждения являются основным местом работы, предоставляются субсидии в следующих размерах: а) 100 процентов оплаты жилья; б) 100 процентов стоимости освещения и теплоснабжения (отопления), в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления, в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления“.

Пункт 4.1 статьи 13 Закона края, устанавливает перечень документов необходимых для предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки. Для предоставления субсидий педагогическими работниками представляется справка с места работы, подтверждающая трудовые отношения с учреждением на должности, указанной в пункте 5 статьи 6 настоящего Закона.

Прокурор Красноярского края обратился в суд с заявлением о признании недействующими, поименованных выше
норм, сославшись на их противоречие статье 55 Закона Российской Федерации “Об образовании“, статье 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации“, в нарушение требований которых субъектом Российской Федерации произведена замена натуральных льгот компенсациями расходов работникам образования без внесения соответствующих изменений в федеральные законы, установившие натуральные льготы.

Представители Губернатора Красноярского края и Законодательного Собрания Красноярского края требования прокурора не признали.

Решением Красноярского краевого суда от 18 января 2007 года в удовлетворении в полном объеме требований прокурора о признании противоречащим федеральному законодательству отказано. А, именно, признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, подпункт “б“ пункта 5 статьи 6 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года “О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг“ в части слов “в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления“.

В кассационном представлении прокурор Красноярского края просит решение в части отказа ему в удовлетворении заявления, отменить, как постановленное с нарушением норм процессуального и материального права, принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение. Суть доводов сводится к первоначальному заявлению.

Законодательным Собранием, советом администрации Красноярского края относительно кассационного представления поданы возражения.

Изучив и обсудив доводы кассационного представления, проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит его подлежащим удовлетворению по следующему основанию.

Отказывая в удовлетворении заявления прокурору в полном объеме, суд исходил из того, что установленный региональным законодателем механизм предоставления субсидий, нельзя считать заменой натуральных льгот компенсацией понесенных им расходов, поскольку субсидии установлены как помощь для оплаты жилья и коммунальных услуг с целью полного
освобождения педагогических работников от платежей за жилье, освещение и теплоснабжение (отопление), обязанность предоставления справки с места работы, установленная пунктом 4.1 статьи 13 Закона Красноярского края “О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг“ не ограничивает работников по сравнению с теми правами, которые предусмотрены федеральным законодательством.

С таким выводом согласиться нельзя, поскольку по смыслу статьи 55 Закона Российской Федерации “Об образовании“ право педагогических работников на бесплатную жилую помощь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) означает не что иное, как полное освобождение от каких-либо обязанностей по оплате за жилье и коммунальные услуги (в том числе и от предоставления справок с места работы). Данное право не изменено, и не отменено, субъектам лишь предоставлены полномочия по установлению размера, порядка и условий возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки для педагогических работников, учитываемых в межбюджетных отношениях.

А в соответствии со статьей 8 ФЗ РФ “О введении в действие Жилищного кодекса РФ“ до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными Федеральными законами.

Таким образом, решение суда о признании оспариваемых прокурором норм соответствующими федеральному законодательству, основано на неправильном толковании норм материального права, а поэтому подлежит в этой части отмене с вынесением нового решения, удовлетворяющего заявление прокурора.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК Российской Федерации

определила:

решение Красноярского краевого суда от 18 января 2007 года в
части отказа прокурору в удовлетворении заявления отменить.

Вынести новое решение, которым заявление прокурора удовлетворить, признать пункт 5 статьи 6 полностью, пункт 4.1 статьи 13 Закона Красноярского края N 13-2804 от 17 декабря 2004 года “О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг“ противоречащими федеральному законодательству, недействующими, не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу.