Решения и определения судов

Определение ВАС РФ от 11.04.2007 N 4127/07 по делу N А82-16454/05-43 В передаче дела по иску о взыскании расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льгот по оплате услуг по подаче тепловой энергии, для пересмотра в порядке надзора отказано, так как ответственность в части возмещения за счет казны РФ убытков, возникших в связи с недофинансированием льгот, возложена на Министерство финансов РФ как на орган, осуществляющий обеспечение исполнения федерального бюджета.

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 апреля 2007 г. N 4127/07

ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ

ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Воронцовой Л.Г., Ксенофонтовой Н.А. рассмотрел в судебном заседании заявление Минфина России в лице Управления федерального казначейства по Ярославской области (ул.Свободы, 46, г. Ярославль, 150000) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Ярославской области от 07.06.2006 по делу N А82-16454/05-43, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 03.10.2006 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.12.2006 по тому же делу по иску открытого акционерного общества “Тепловая энергетическая социальная
система“ к Министерству финансов Российской Федерации, Департаменту финансов Ярославской области, Департаменту финансов мэрии г. Ярославля о взыскании 67038 рублей 48 копеек расходов, связанных с предоставлением в 2003 - 2004 годах отдельным категориям граждан льгот по оплате услуг по подаче тепловой энергии в соответствии с Законом Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля.

Суд

установил:

решением суда первой инстанции от 07.06.2006, подтвержденным судами апелляционной и кассационной инстанций, исковые требования удовлетворены: с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации взыскано 67038 рублей 48 копеек расходов.

При рассмотрении спора суды исходили из следующего.

Истец в период с 01.01.2003 по 31.12.2004 предоставил лицам, имеющим на это право, льготы по оплате коммунальных услуг (тепловой энергии), в соответствии с Законом Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“.

Невозмещение истцу расходов от предоставления названных льгот послужило основанием для предъявления настоящего иска.

Факт предоставления льгот и их размер подтверждены материалами дела и сторонами не оспорены.

Согласно статье 5 Закона Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ финансирование расходов, связанных с его реализацией, осуществляется из федерального бюджета и является целевым.

В соответствии с Порядком финансирования расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1996 N 506, финансирование данных расходов осуществляется в пределах средств федерального бюджета
путем их перечисления Главным управлением федерального казначейства Минфина России в распоряжение органов федерального казначейства в субъектах Российской Федерации.

Судом установлено, что перечисленных из федерального бюджета средств оказалось недостаточно для компенсации расходов истца.

Доказательств нецелевого использования полученных бюджетом Ярославской области федеральных средств не установлено.

Заявитель (Минфин России) просит об отмене состоявшихся судебных актов, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.

Доводы заявителя были предметом рассмотрения судами, и им давалась правовая оценка. Нарушений норм материального права не установлено.

Удовлетворяя исковые требования за счет казны Российской Федерации, суды учитывали, что причинение убытков истцу непосредственно связано с бездействием Минфина России, выразившимся в невыделении денежных средств, необходимых и достаточных для возмещения расходов предприятиям, в связи с предоставлением льгот в соответствии с Законом Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“.

Российская Федерация, установив названным Законом льготы по оплате коммунальных услуг, приняла на себя и обязанность полного возмещения предприятиям расходов по предоставлению этих льгот за счет средств федерального бюджета.

Бездействие государства выразилось в неисполнении обязанностей по компенсации указанных затрат, поэтому истец в силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе требовать от государства возмещения этих расходов как вреда, причиненного неправомерным бездействием государственных органов.

Принимая федеральные законы о федеральном бюджете на 2003, 2004 год, государство не отменяло и не приостанавливало действие Закона Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“, поэтому расходы по предоставлению льгот отдельным категориям потребителей могут быть возложены на публично-правовое образование независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в Законе о
бюджете.

Ссылка заявителя на пункт 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.1996 N 506, который не был принят во внимание судами, неправомерна, поскольку это не привело к принятию неправильного решения. По настоящему делу судами установлено недофинансирование со стороны Минфина России, с которого правомерно и взысканы убытки.

Другие доводы заявителя направлены на переоценку доказательств по делу, что в силу норм главы 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относится к компетенции надзорной инстанции.

При таких обстоятельствах по настоящему делу отсутствуют основания, предусмотренные статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

определил:

в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А82-16454/05-43 Арбитражного суда Ярославской области для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 07.06.2006, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 03.10.2006 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.12.2006 по тому же делу отказать.

Председательствующий судья

О.А.КОЗЛОВА

Судья

Л.Г.ВОРОНЦОВА

Судья

Н.А.КСЕНОФОНТОВА