Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 07.03.2007 N 19-Г07-7 Дело по заявлению о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата в депутаты и обязании зарегистрировать его направлено на новое рассмотрение, так как суд не проверил, было ли представлено надлежащее количество достоверных подписей, необходимое для регистрации кандидата, тем самым поставив в неравное положение других кандидатов, представивших документы для регистрации в соответствии с требованиями закона.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 7 марта 2007 года

Дело N 19-Г07-7

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Емышевой В.А.,

судей Еременко Т.И.,

Харланова А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Г. о признании незаконными действий окружной избирательной комиссии по Петровскому одномандатному избирательному округу N 18 по выборам депутатов Государственной думы Ставропольского края об отказе в регистрации кандидатом в депутаты, признании недействительным постановления окружной избирательной комиссии по Петровскому одномандатному избирательному округу N 18 по выборам депутатов Государственной думы Ставропольского края от 3 февраля 2007 года и возложении обязанности зарегистрировать его кандидатом в депутаты Государственной думы Ставропольского края по Петровскому одномандатному избирательному округу N 18 по кассационной жалобе председателя окружной избирательной комиссии по Петровскому одномандатному избирательному округу N 18 Х. на решение Ставропольского краевого суда от 16 февраля 2007 года, которым требования Г. удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Т.И. Еременко, объяснения представителя избирательной комиссии Ставропольского края по доверенности Ш., поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Н.Ю. Гончаровой, полагавшей решение подлежащим отмене с направлением на новое рассмотрение,

установила:

решением окружной избирательной комиссии по Петровскому одномандатному избирательному округу N 18 по выборам депутатов Государственной думы Ставропольского края от 3 февраля 2007 года Г. отказано в регистрации кандидатом.

Не согласившись с решением окружной избирательной комиссии, Г. обратился в Ставропольский краевой суд с заявлением о признании незаконными действий окружной избирательной комиссии по Петровскому одномандатному избирательному округу
N 18 по выборам депутатов Государственной думы Ставропольского края об отказе в регистрации кандидатом в депутаты, признании недействительным постановления окружной избирательной комиссии N 18 по выборам депутатов Государственной думы Ставропольского края от 3 февраля 2007 года и о возложении обязанности зарегистрировать его кандидатом в депутаты Государственной думы Ставропольского края по Петровскому одномандатному избирательному округу N 18.

В обоснование своих требований указал, что окружная избирательная комиссия допустила многочисленные нарушения при проведении выборки, жеребьевки и проверки представленных им подписных листов, оформлении актов и протоколов проверки, а также препятствовала его участию в этом процессе. Сославшись на то, что он не представил надлежащее количество действительных подписей, избирательная комиссия не доказала, что представленные им подписи недействительные или недостоверные, а указание в справках о проверке “не значится“ не объясняет, что именно это означает.

По делу постановлено решение, которым в полном объеме удовлетворены требования Г.

В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене постановленного по делу решения.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ находит решение суда подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение.

В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, а в силу с пп. “г“ п. 24 ст. 38 этого Закона основанием
к отказу в регистрации является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено Федеральным законом.

Разрешая заявленное требование, суд руководствовался Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ в предыдущей редакции, считая, что редакция от 5 декабря 2006 года не распространяется на проведение выборов, назначенных постановлением Государственной думы Ставропольского края 7 декабря 2006 года.

Между тем с таким выводом суда согласиться нельзя, поскольку выборы в Государственную думу Ставропольского края назначены постановлением от 7 декабря 2006 года, которое вступило в законную силу со дня официальной публикации с 12 декабря 2006 года, т.е. после вступления в законную силу изменений в Закон N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ от 5 декабря 2006 года, следовательно эта редакция Закона и подлежит применению при рассмотрении данного дела.

Суд, разрешая заявленные требования, пришел к выводу о том, что избирательная комиссия не доказала того, что заявитель представил недостаточное количество достоверных подписей, а представленные документы о проверке подписных листов не соответствуют требованиям закона, а кроме того, не известила заявителя о проводимых проверках надлежащим образом и, отменив решение окружной избирательной комиссии, обязал зарегистрировать Г. кандидатом в депутаты Государственной думы Ставропольского края.

Однако такой вывод судом сделан без учета того обстоятельства, что, обязав окружную избирательную комиссию зарегистрировать заявителя кандидатом в депутаты, суд не проверил, было ли им представлено надлежащее количество достоверных подписей, необходимое для
регистрации его кандидатом в депутаты, тем самым, поставив в неравное положение других кандидатов, представивших документы для регистрации в соответствии с требованиями закона.

Не было также учтено и то обстоятельство, что ни Законом Ставропольского края, ни Федеральным законом не предусмотрена возможность регистрации кандидатов, не представивших надлежащее количество достоверных подписей.

Представление заявителем четырех паспортов в отношении граждан Л., Ч., В. и Г., в подтверждение того, что при проверке подписей в отношении этих граждан была допущена ошибка, не опровергает выводов избирательной комиссии о том, что остальная часть подписей не может быть признана достоверной.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, руководствуясь ст. 361 ГПК Российской Федерации,

определила:

решение Ставропольского краевого суда от 16 февраля 2007 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.