Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 05.03.2007 N 3-Г07-8 В соответствии с пп. “д“ п. 24 ст. 38 ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ“ недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, являются основанием для отказа в регистрации кандидата.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 5 марта 2007 года

Дело N 3-Г07-8

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Емышевой В.А.,

судей Меркулова В.П.,

Маслова А.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Г. о признании незаконным постановления Окружной избирательной комиссии по Академическому избирательному округу N 2 “О регистрации кандидата в депутаты Государственного Совета Республики Коми четвертого созыва по Академическому избирательному округу N 2 на выборах, назначенных на 11 марта 2007 года“ от 5 февраля 2007 года N 03/01 и возложении на Окружную избирательную комиссию по Академическому избирательному округу N 2 обязанности зарегистрировать Г. кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики Коми четвертого созыва по Академическому избирательному округу N 2 по кассационной жалобе Г. на решение Верховного Суда Республики Коми от 16 февраля 2007 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Кротова В.А. об оставлении решения без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Г. обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления Окружной избирательной комиссии по Академическому избирательному округу N 2 от 5 февраля 2007 года, которым ему отказано в регистрации кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики Коми четвертого созыва, и возложении на Окружную избирательную комиссию по Академическому избирательному округу N 2 обязанности зарегистрировать его кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики Коми.

При этом заявитель сослался на то, что избирательная комиссия надлежащим образом
не известила его о времени и месте проверки подписей избирателей, не проверила все представленные им подписи, хотя обязана была это сделать в связи с неучастием кандидата в мероприятиях по случайной выборке части этих подписей для проверки. Содержащиеся в итоговом протоколе сведения не давали комиссии оснований для вынесения постановления об отказе в регистрации.

Решением Верховного Суда Республики Коми от 16 февраля 2007 года постановлено: в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления Окружной избирательной комиссии по Академическому избирательному округу N 2 “О регистрации кандидата в депутаты Государственного Совета Республики Коми четвертого созыва по Академическому избирательному округу N 2 на выборах, назначенных на 11 марта 2007 года“ от 5 февраля 2007 года N 03/01 и возложении на Окружную избирательную комиссию по Академическому избирательному округу N 2 обязанности зарегистрировать Г. кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики Коми четвертого созыва по Академическому избирательному округу N 2 Г. отказать.

Г. подал кассационную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новое, которым удовлетворить заявленные требования. Полагает, что суд неправильно применил материальный закон, допустил существенные нарушения норм процессуального права, дал неправильную оценку доводам заявления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит основания для ее удовлетворения.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и ст. 15 Закона Республики Коми “О выборах, референдумах и опросе в Республике Коми“ Окружная избирательная комиссия обязана проверить соблюдение порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и их подписей,
а также выяснить не имеется ли оснований для признания данных подписей недействительными.

Проверке подлежат все подписи избирателей или же их часть, составляющая не менее 20% от установленного Законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).

Представивший подписи избирателей кандидат извещается избирательной комиссией о времени и месте проведения указанных мероприятий и вправе присутствовать как при выборке подписей для проверки, так и при их проверке.

Судом установлено, что Г. представил в Окружную избирательную комиссию соответствующие документы, в том числе, подписные листы с 1008 подписями избирателей. Он присутствовал при совершении всех действий по выборке подписей для проверки и при их проверке, замечаний и возражений по этому поводу не высказывал.

Указанные обстоятельства подтверждены доказательствами, исследованными в судебном заседании и подробно изложенными в решении суда.

Комиссией путем случайной выборки было проверено 210 подписей избирателей на листах с 13 по 27 (20,83% от общего числа представленных подписей) с соблюдением Процедуры, утвержденной постановлением Территориальной (окружной) избирательной комиссии города Сыктывкара от 28 декабря 2006 года.

В результате проверки установлено, что в 43 подписях не содержится данных об адресе места жительства избирателей (не указаны: субъект РФ, город), а в двух подписях не оговорены исправления по дате их внесения, чем нарушены требования ст. ст. 2, 37, 38 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“, ст. 15 Закона Республики Коми “О выборах, референдумах и опросе в Республике Коми“. Таким образом, 45 подписей (21,43%) являются недействительными, что превышает установленное Законом количество недействительных подписей от числа проверенных.

Итоговый протокол был лично вручен Г.

При таких обстоятельствах
является правильным вывод суда о том, что постановление об отказе Г. в регистрации кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики Коми четвертого созыва по Академическому одномандатному избирательному округу N 2 является обоснованным и соответствует основаниям, предусмотренным пп. “д“ п. 24 ст. 38 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“.

Доводы кассационной жалобы являются аналогичными мотивам обращения заявителя в суд и по существу сводятся к переоценке выводов суда об отказе заявителю в удовлетворении заявленных требований, которые, как отмечено выше, Судебная коллегия считает правильными.

Материалы дела исследованы полно и объективно, всем установленным обстоятельствам дана надлежащая оценка.

Представление заместителя прокурора Республики Коми в адрес ОИК об отдельных нарушениях законодательства, на которое ссылается заявитель, не свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления и связано с действиями председателя ОИК после принятия решения об отказе в регистрации заявителя.

Факты проведения выборочной проверки подписей избирателей и выявления более 20% недействительных подписей от числа проверенных объективно установлены, а потому отсутствие в протоколе данных о количестве проверенных подписей с учетом того, что процедура проверки соблюдена, не может влиять на законность принятого решения.

Нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не установлено.

Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, Судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Республики Коми от 16 февраля 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Г. - без удовлетворения.