Решения и определения судов

Определение ВАС РФ от 28.02.2007 N 36/07 по делу N А42-8271/2005 Не являются объектом налогообложения транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 февраля 2007 г. N 36/07

О ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО

АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе: председательствующего Вышняк Н.Г., судей Завьяловой Т.В., Наумова О.А., рассмотрев материалы дела N А42-8271/2005 Арбитражного суда Мурманской области по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия “35 Судоремонтный завод“ Министерства обороны Российской Федерации о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску от 13.07.2005 N 8602 о доначислении транспортного налога за 1 квартал 2005 года в сумме 105053 рублей 75 копеек и начислении пеней в сумме 3739 рублей 91 копейки,

установил:

ФГУП “35 Судоремонтный завод“ обратилось в Высший Арбитражный
суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.09.2006 по делу Арбитражного суда Мурманской области N А42-8271/2005 об отказе в признании недействительным решения Инспекции ФНС России по городу Мурманску о доначислении транспортного налога и пени.

Рассмотрев заявление предприятия, изучив материалы дела N А42-8271/2005 Арбитражного суда Мурманской области, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации пришел к выводу о наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - инспекция) 13.07.2005 принято решение N 8602 по результатам камеральной проверки Федерального государственного унитарного предприятия “35 Судоремонтный завод“ Министерства обороны Российской Федерации (далее - предприятие), которым предприятию предложено уплатить авансовый платеж по транспортному налогу за 1 квартал 2005 года в сумме 105054 рублей 75 копеек и 3739 рублей 91 копейки пеней.

Не согласившись с решением инспекции, предприятие обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным указанного решения инспекции, полагая, что имеющиеся у него транспортные средства не облагаются налогом в силу подпункта 6 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), поскольку предприятие создано для выполнения государственного оборонного заказа и обеспечения обороноспособности страны и на нем предусмотрено прохождение военной службы.

Решением Арбитражного суда Мурманской области от 14.02.2006 требования предприятия удовлетворены частично. Решение инспекции от 13.07.2005 N 8602 признано недействительным в части начисления авансового платежа по транспортному налогу за 1 квартал 2005 года и соответствующих сумм пени в отношении объектов налогообложения, указанных в пунктах 3, 9, 17,
33, 46, 51, 57 приложения N 1 к решению, как не соответствующее главе 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

В удовлетворении остальной части заявленных требований предприятию отказано.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2006 решение суда первой инстанции отменено. По делу принят новый судебный акт, которым решение инспекции признано недействительным полностью.

Не согласившись с указанным постановлением, инспекция обратилась с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.09.2006 постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда отменено. Оставлено в силе решение суда первой инстанции.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа исходил из того, что указанное выше положение Кодекса касается только транспортных средств федеральных органов исполнительной власти.

Однако судом кассационной инстанции не учтено следующее.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации не являются объектом налогообложения транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.

Согласно статье 10 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ “Об обороне“ (далее - Закон об обороне) Вооруженные Силы Российской Федерации - это государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации.

Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации (статья 11 Закона об обороне).

Транспортные средства, как и другое имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, как следует из пункта 12 статьи 1 Закона об обороне,
являются федеральной собственностью и находятся у них на правах хозяйственного ведения или управления.

Вместе с тем, согласно статьям 294, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, а, следовательно, и транспортные средства, на праве оперативного управления передаются учреждениям, а в хозяйственном ведении находятся у государственных и муниципальных предприятий.

Следовательно, в целях применения статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации, транспортными средствами, принадлежащими федеральному органу исполнительной власти на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, следует считать не только транспортные средства, закрепленные за федеральным органом исполнительной власти, но и транспортные средства, находящиеся в хозяйственном ведении и (или) оперативном управлении юридических лиц (государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий), в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемые ними организациями для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1.4, 2.1, 3.1 устава предприятия, оно находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации и создано в целях производства продукции, выполнения работ и услуг для нужд Министерства обороны Российской Федерации. На предприятии предусмотрено прохождение военной службы.

Имущество предприятия находится в федеральной собственности и закреплено за ним на праве хозяйственного ведения (пункт 3.1 устава).

Регистрация транспортных средств предприятия осуществляется в Военной автомобильной инспекции ВМФ.

Следовательно, транспортные средства, принадлежащие предприятию, подпадают под те, которые в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 358 Кодекса не являются объектом налогообложения транспортным налогом.

Таким образом, суд кассационной инстанции неправомерно отменил постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда.

При названных обстоятельствах обжалуемое постановление нарушает единообразие в толковании и применении судами норм права, поэтому усматриваются основания для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации для пересмотра судебного акта в порядке надзора.

Руководствуясь статьями 299, 301 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд

определил:

передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А42-8271/2005 Арбитражного суда Мурманской области для пересмотра в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.09.2006 по этому же делу.

Предложить лицам, участвующим в деле, представить отзыв в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора до 01.04.2007.

Председательствующий

Н.Г.ВЫШНЯК

Судья

Т.В.ЗАВЬЯЛОВА

Судья

О.А.НАУМОВ