Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 21.02.2007 N 90-Г07-1 В удовлетворении заявления о признании недействующим Закона Эвенкийского автономного округа “Об упразднении муниципального образования Тунгусско-Чунского района“ от 18.12.2001 N 245 отказано правомерно, так как оспариваемая норма не противоречит федеральному законодательству, доводы заявителя не основаны на законе и не подтверждаются материалами дела.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 февраля 2007 года

Дело N 90-Г07-1

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Емышевой В.А.,

судей Меркулова В.П.,

Харланова А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Ч. о признании недействующим Закона Эвенкийского автономного округа N 245 от 18 декабря 2001 г. по кассационной жалобе Ч. на решение суда Эвенкийского автономного округа от 17 ноября 2006 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., возражения на правах правопреемника губернатора ЭАО представителя губернатора Красноярского края К. на кассационную жалобу, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я. об оставлении решения без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Ч. обратился в суд с заявлением о признании Закона Эвенкийского автономного округа от 18 декабря 2001 г. N 245 “Об упразднении муниципального образования Тунгусско-Чунского района“ недействующим, так как он противоречит Закону РФ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“

При этом Ч. ссылается на то, что оспариваемый Закон был принят на основании решения Представительного органа МСУ Тунгусско-Чунского района, которое не было опубликовано и соответственно не вступило в законную силу, а потому не может подлежать применению. Более того, в Тунгусско-Чунском районе перед принятием данного решения местного самоуправления не был проведен референдум. Были опрошены только жители с. Чемдальск, с. Стрелка-Чуня, с. Оскоба, с. Муторай, население которых составляет незначительную часть избирателей Тунгусско-Чунского района.

Решением суда Эвенкийского автономного округа от 17 ноября 2006 года
постановлено: в удовлетворении требований Ч. о признании недействующим Закона Эвенкийского автономного округа N 245 от 18 декабря 2001 г. отказать.

В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения ввиду существенных нарушений норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

Анализ ст. ст. 12, 130 Конституции Российской Федерации, а также норм Федерального закона РФ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ свидетельствует о том, что определение территориального уровня, на котором создаются муниципальные образования, относится к ведению субъекта Российской Федерации.

При этом территориальное устройство местного самоуправления не связано с административно-территориальным делением.

Перечень территорий муниципальных образований не является исчерпывающим и эти территории устанавливаются в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Упразднение местного Ф.И.О. района с сохранением местного самоуправления во всех муниципальных Ф.И.О. поселков и сельских населенных пунктов и округов не противоречит Европейской Хартии местного самоуправления.

В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона ЭАО “О местном самоуправлении в Эвенкийском автономном округе“ от 09.01.98 N 67, границы территорий муниципальных образований - района, поселка, сельсовета - совпадают с границами соответствующих административно-территориальных единиц, существовавших на момент вступления этого Закона в силу.

Судом установлено, что все населенные пункты Тунгусско-Чунского района являлись и являются муниципальными образованиями, в которых осуществляется местное самоуправление.

Согласно ст. 10 вышеназванного Закона ЭАО, по всем предлагаемым преобразованиям административно-территориального устройства в обязательном порядке выявляется мнение населения, которого оно непосредственно касается.

Выявление мнения населения соответствующего муниципального образования осуществляется путем сбора подписей, проведения местных референдумов, собраний (сходов), конференций жителей, в иных, не запрещенных законодательством формах.

При упразднении
муниципальных образований, имеющих представительный орган местного самоуправления, необходимо одобрение инициативы соответствующим представительным органом местного самоуправления или местным референдумом.

Как видно из материалов дела, жители поселков Оскоба, Стрелка-Чуня, Муторай, Чемдальск на своих сходах высказывались за упразднение муниципального Ф.И.О. района, под юрисдикцию которого подпадали данные поселения.

Собранием представителей Тунгусско-Чунского района было принято решение N 63 от 13 ноября 2001 г. об упразднении местного самоуправления Тунгусско-Чунского района и упразднении представительного органа местного самоуправления Тунгусско-Чунского района. Названное решение было обнародовано, обязательного его опубликования не требовалось.

При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод, что мнение населения по поводу упразднения муниципального образования было выяснено. При этом проведение референдума, как способа выявления мнения, не является обязательным.

Указанный вывод соответствует правовой позиции, высказанной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации “По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики “О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике“ от 24 января 1997 г. N 1-П.

При таких обстоятельствах вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных требований сделан правильно.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов суда.

Вопросы территориальных основ местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.

Административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации и вопросы территориальных основ местного самоуправления относится к разным сферам правового регулирования.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления...“, установление и изменение границ муниципального образования, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований, осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Частью 2 той же статьи предусмотрено, что
изменение границ муниципального образования не допускается без учета мнения населения соответствующих территорий. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают законом гарантии учета мнения населения при решении вопросов изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление. Законом ЭАО такие гарантии установлены.

Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, были проверены судом при разбирательстве дела и обоснованно по мотивам, изложенным в решении, отвергнуты как не основанные на Законе и не подтверждены материалами дела.

Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, Судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение суда Эвенкийского автономного округа от 17 ноября 2006 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Ч. - без удовлетворения.