Определение ВАС РФ от 14.02.2007 N 1220/07 по делу N 10652/06 В передаче дела по заявлению о признании недействующим абзаца тринадцатого раздела “В целях применения статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации“ Приложения к Письму Федеральной налоговой службы от 19.10.2005 N ММ-6-03/886 для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ст. 304 АПК РФ.
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 февраля 2007 г. N 1220/07
ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Андреевой Т.К., судей Маковской А.А. и Никифорова С.Б., рассмотрев в судебном заседании заявление Министерства финансов Российской Федерации (ул. Ильинка, д. 9, Москва, 109097) о пересмотре в порядке надзора решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.10.2006 по делу N 10652/06,
установил:
открытое акционерное общество “Челябинский металлургический комбинат“ (ул. 2-ая Павелецкая, д. 14, г. Челябинск, 454047, далее - общество) обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим абзаца тринадцатого раздела “В целях применения статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации“ Приложения к Письму Федеральной налоговой службы от 19.10.2005 N ММ-6-03/886 (далее - Письмо Федеральной налоговой службы).
Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.10.2006 по делу N 10652/06 заявленные требования удовлетворены: названное положение письма Федеральной налоговой службы признано недействующим как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.
В заявлении о пересмотре указанного решения в порядке надзора Министерство финансов Российской Федерации просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм процессуального права, нарушение единообразия в их толковании и применении.
По мнению заявителя, оспариваемое письмо Федеральной налоговой службы не отвечает критериям, позволяющим признать его в качестве нормативного правового акта, поэтому, как указывает Министерство финансов Российской Федерации, заявление общества не подлежало рассмотрению в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, к подсудности которого отнесено рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительный власти.
Изучив доводы, содержащиеся в заявлении, прилагаемые к нему документы, а также содержание оспариваемого судебного акта, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не находит оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра оспариваемого судебного акта в порядке надзора, исходя из следующего.
Согласно части 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основаниями для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, в соответствии со статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права; нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации; нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.11.2006 N 11253/06, принятого по другому делу с участием Министерства финансов Российской Федерации в отношении аналогичных требований, содержится вывод о том, что в действующей системе правового регулирования Федеральная налоговая служба не вправе принимать (издавать) нормативные правовые акты в сфере налогов и сборов.
В соответствии со статьей 4 Налогового кодекса Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов, не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов. Указанными полномочиями наделены федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела.
Таким органом является Министерство финансов Российской Федерации, которому в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти“ переданы функции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по принятию нормативных правовых актов в сфере налогов и сборов и ведению разъяснительной работы по законодательству о налогах и сборах, что предусмотрено и пунктом 1 статьи 4, пунктом 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Правовая позиция, сформулированная в названном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.11.2006, применима и к другим случаям рассмотрения дел, связанных с рассмотрением заявлений о признании недействующими писем Федеральной налоговой службы.
Вместе с тем, по существу такой же вывод содержится и в оспариваемом Министерством финансов Российской Федерации решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.10.2006 N 10652/06, в котором указывается на издание данного письма органом, не имеющим в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации права издавать подобного рода акты. При этом суд исходил из требований статьи 6 Налогового кодекса Российской Федерации.
То обстоятельство, что суд также дал правовую оценку содержащегося в названном письме оспариваемого положения, не меняет общего вывода, сформулированного в решении, о признании его недействующим, то есть, не влекущим правовые последствия и не подлежащим применению.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
определил:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N 10652/06 Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 23.10.2006 отказать.
Председательствующий судья
Т.К.АНДРЕЕВА
Судья
А.А.МАКОВСКАЯ
Судья
С.Б.НИКИФОРОВ