Решения и определения судов

Определение ВАС РФ от 14.02.2007 N 1465/07 по делу N А71-1608/2006-Г16 В передаче дела по иску о взыскании расходов, связанных с предоставлением гражданам льгот на основании ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и Закона РФ “О статусе Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы“ для пересмотра в порядке надзора отказано, так как суды, удовлетворяя иск, исходили из того, что доказательств надлежащего исполнения Минфином РФ обязанностей по компенсированию в полном объеме расходов от предоставления льгот не представлено.

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 14 февраля 2007 г. N 1465/07

ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ

ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Воронцовой Л.Г., Ксенофонтовой Н.А. рассмотрел в судебном заседании заявление Минфина России в лице Управления федерального казначейства по Удмуртской Республике (ул. К. Либкнехта, 8, г. Ижевск, 426003) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03.08.2006 по делу N А71-1608/2006-Г16 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20.11.2006 по тому же делу по иску открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ к Министерству финансов Российской Федерации,
Минфину Удмуртской Республики о взыскании 13475551 рубля расходов, связанных с предоставлением гражданам льгот по оплате проезда, на основании Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, и 9057 рублей 90 копеек расходов, связанных с предоставлением гражданам льгот по оплате проезда, на основании Закона Российской Федерации “О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы“.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики.

Суд

установил:

решением суда первой инстанции от 03.08.2006, подтвержденным судом кассационной инстанции, исковые требования удовлетворены частично: с казны Российской Федерации в лице Минфина России взыскано 11346746 рублей 21 копейка расходов по Федеральному закону “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и 4798 рублей 64 копейки по Закону Российской Федерации “О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы“. В остальной части (сумма НДС) отказано. В иске к Минфину Удмуртской Республики отказано.

При рассмотрении спора суды исходили из следующего.

Истец в 2003 - 2004 годах предоставлял гражданам льготы по оплате проезда в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и Законом Российской Федерации “О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы“.

Факт предоставления льгот и их размер подтверждены материалами дела.

Невозмещение истцу расходов от предоставления названных льгот послужило основанием для обращения с настоящим иском.

Источником финансирования названных льгот является федеральный бюджет согласно Постановлениям Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 и от 22.05.2002 N 333.

Судом установлено, что денежных средств на компенсирование расходов от предоставления в 2003
- 2004 годах льгот, предусмотренных Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и Законом Российской Федерации “О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы“, федеральными органами исполнительной власти в бюджет Удмуртской Республики выделено недостаточно для их полного возмещения.

Доказательств надлежащего исполнения Минфином России своих обязанностей по компенсированию в полном объеме расходов от предоставления льгот, предусмотренных названными Законами, не представлено.

Неисполнение Российской Федерацией своих обязанностей по возмещению расходов, связанных с предоставлением льгот на основании Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и Закона Российской Федерации “О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы“ повлекло возникновение расходов у истца, которые согласно статьям 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат возмещению за счет казны соответствующего публичного образования, от имени которой выступают финансовые органы.

В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора Минфин России ссылается на нарушение норм права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя, отсутствуют необходимые признаки для возмещения вреда.

Доводы заявителя были предметом рассмотрения судами, и им давалась правовая оценка. Нарушений норм материального права не установлено. Удовлетворяя исковые требования за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России, суд указал, что недостаточное финансирование расходов на реализацию Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и Закона Российской Федерации “О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы“ имело место со стороны Российской Федерации. Поскольку бездействие государства выразилось в неисполнении обязанностей по компенсации предприятию указанных затрат, истец в силу статьи 1069 Гражданского
кодекса Российской Федерации вправе требовать от государства возмещения этих расходов как вреда, причиненного неправомерным бездействием государственных органов.

Таким образом, в результате предоставления названных льгот истцом недополучена сумма 11351544 рубля 85 копеек, которая согласно статьям 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации является реальным ущербом и обоснованно предъявлена истцом к взысканию.

Довод заявителя о нарушении процессуальных норм (по мнению заявителя, суд изменил предмет и основание иска) был предметом рассмотрения суда кассационной инстанции и отклонен как необоснованный, поскольку суд первой инстанции при рассмотрении дела не вышел за пределы исковых требований.

По существу доводы заявителя направлены на переоценку доказательств по делу, что в силу норм главы 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относится к компетенции надзорной инстанции.

При таких обстоятельствах по настоящему делу отсутствуют основания, предусмотренные статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

определил:

в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А71-1608/2006-Г16 Арбитражного суда Удмуртской Республики для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 03.08.2006 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20.11.2006 по тому же делу отказать.

Председательствующий

судья

О.А.КОЗЛОВА

Судья

Л.Г.ВОРОНЦОВА

Судья

Н.А.КСЕНОФОНТОВА