Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 10.01.2007 N 16-В06-34 Дело по иску о признании незаконными действий по введению поправочного коэффициента при определении количества принятой абонентами (бытовыми потребителями) энергии (газа) передано для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции, так как при учете количества газа, реализуемого населению, установление каких-либо поправочных коэффициентов к показаниям приборов учета газа не предусмотрено.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 10 января 2007 года

Дело N 16-В06-34

Судья Верховного Суда Российской Федерации Гуцол Ю.А., рассмотрев истребованное по надзорной жалобе председателя комитета по защите прав потребителей при администрации Еланского района Волгоградской области Ж. гражданское дело по иску комитета по защите прав потребителей администрации Еланского района к ООО “Волгоградрегионгаз“ о признании действий ООО “Волгоградрегионгаз“ по введению поправочного коэффициента 1,05 при определении количества принятой абонентами (бытовыми потребителями) энергии (газа) незаконными,

установил:

комитет по защите прав потребителей администрации Еланского района Волгоградской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга потребителей к ООО “Волгоградрегионгаз“ с вышеуказанными исковыми требованиями. В обоснование заявленных требований комитет указывал,
что с 1998 года в Еланском районе Волгоградской области проводится кампания по установке в частных домовладениях бытовых газовых счетчиков. Изготавливая и согласовывая проектно-сметную документацию на газификацию частных домовладений ООО “Волгоградрегионгаз“ ни в одном проекте не предусмотрело установку счетчиков со специальным корректором. Газовые счетчики приобретали, в основном, сами потребители, с последующей передачей газовикам под монтаж и наладку. О каких-либо иных условиях договоров (приобретение дополнительного специального корректора к газовому счетчику, введение в последующем поправочного коэффициента и т.д.) потребители газа со стороны ООО “Волгоградрегионгаз“ не предупреждались. В сентябре 2004 г. руководство Еланского абонентского газового участка ООО “Волгоградрегионгаз“ во все отделения сберкасс представило информацию о применении поправочного коэффициента 1,05 к показаниям бытовых газовых счетчиков абонентов, не имеющих специального устройства коррекции по температуре и давлению, независимо от наличия заключенного договора на поставку газа в письменной форме. Полагая указанные действия ООО “Волгоградрегионгаз“ ущемляющими интересы потребителей по сравнению с правилами, установленными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, комитет просил признать действия ООО “Волгоградрегионгаз“ по введению поправочного коэффициента 1,05 при определении количества принятой абонентами (бытовыми потребителями) энергии (газа) незаконными.

Решением Еланского районного суда Волгоградской области от 2 ноября 2005 г. в удовлетворении иска отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 22 декабря 2005 г. решение оставлено без изменения.

В надзорной жалобе председатель комитета по защите прав потребителей при администрации Еланского района Волгоградской области Ж. просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 9 августа 2006 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации.

Дело надлежит передать
для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции - президиум Волгоградского областного суда.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.

В соответствии с положениями пункта 6 части 1 статьи 378 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, надзорные жалобы должны содержать указание на то, в чем заключается допущенное судом существенное нарушение закона.

Рассмотрение надзорной жалобы или представления прокурора по существу состоит в изучении указанных доводов в жалобе или представлении, копий судебных постановлений и соотнесении их с основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора (статья 387 ГПК РФ).

Исходя из принципа диспозитивности при рассмотрении дела по существу суд надзорной инстанции должен проверить обжалуемые вступившие в законную силу судебные постановления в пределах доводов надзорной жалобы или представления прокурора.

Вместе с тем, в случае выявления допущенных судом существенных нарушений закона, не указанных в доводах жалобы или представлении, суд в интересах законности вправе выйти за пределы доводов жалобы (представления) и обратить внимание на допущенные судом существенные нарушения закона, учесть их при принятии своего решения по результатам рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора.

Поскольку исковые требования по данному делу заявлены в интересах неопределенного круга потребителей газа, в интересах законности представляется возможным и целесообразным при рассмотрении надзорной жалобы комитета по защите прав потребителей администрации Еланского района Волгоградской области выйти за пределы изложенных в ней доводов и обратить внимание на допущенные судом существенные нарушения норм материального права, не указанные в жалобе.

В ходе рассмотрения заявленных исковых требований судом установлено, что ООО “Волгоградрегионгаз“ реализует
населению Волгоградской области газ.

8 июля 2004 г. руководителем ООО “Волгоградрегионгаз“ издано распоряжение N 106-Р, которым начальникам абонентских отделов и участков поручено применять поправочный коэффициент 1,05 к показаниям бытовых счетчиков абонентов, не имеющих специального устройства коррекции по температуре и давлению, независимо от наличия заключенного договора на поставку газа в письменной форме.

Поправочный коэффициент, по утверждению ответчика, используется исключительно в целях обеспечения точного учета количества потребленного гражданином газа при измерении расхода газа счетчиком, не имеющим теплового корректора.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции исходили из того, что постановлением ФЭК РФ э/б от 29 октября 2003 г. оптовые цены на газ для населения Волгоградской области установлены на объемную единицу измерения газа (1000 куб. м), приведенную к следующим условиям: температура + 20 градусов С, давление 760 мм рт. ст., влажность 0%.

Государственным стандартом 2939-63 “Газы. Условия для определения объема“ предусмотрено, что при расчетах с потребителями газа объем газа должен приводиться к нормальным (стандартным) условиям. Такими условиями названы: температура + 20 градусов С, давление 760 мм рт. ст., влажность 0%.

В соответствии с п. п. 2.4 и 2.5 Правил учета газа, утвержденных Минтопэнерго 14 октября 1996 г., на каждом узле учета с помощью средств измерений должны определяться расход и количество газа в рабочих и нормальных условиях. Измерение и учет количества газа, осуществляемые по узлам учета потребителя газа и поставщика, производится по методикам выполнения измерений, аттестованным в установленном порядке. Определение количества газа должно производиться при нормальных условиях. По согласованию поставщика и потребителя газа определение количества газа может производиться по приборам с автоматической коррекцией по температуре или по температуре и
давлению.

С учетом вышеприведенных положений нормативных актов судебные инстанции пришли к выводу о том, что действия ООО “Волгоградрегионгаз“ по введению поправочного коэффициента при определении количества принятого бытовыми потребителями газа не противоречат действующему законодательству. Размер коэффициента, как установлено судом, определен в соответствии с Типовой методикой выполнения измерения мембранными счетчиками газа без коррекции по температуре и давлению, утвержденной Федеральным государственным унитарным предприятием “Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы“.

С указанными выводами согласиться нельзя по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 69-ФЗ от 31 марта 1999 г. “О газоснабжении в Российской Федерации“ газоснабжение является одной из форм энергоснабжения, представляющей собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа.

В качестве потребителей газа могут выступать граждане, использующие газ для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и в таком случае обеспечение граждан-потребителей (абонентов) газом является по своей природе оказанием им возмездной коммунальной услуги.

О том, что снабжение гражданина газом является по существу возмездной коммунальной услугой свидетельствует, в частности анализ жилищного законодательства, ранее включавшего и в настоящее время включающего в состав платы за коммунальные услуги плату за газоснабжение (статья 57 ЖК РСФСР, статья 154 ЖК РФ). Правила оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 392, действовавшие на время возникновения спора и рассмотрения дела судом, снабжение граждан газом также относили к коммунальным услугам (пункт 6 Правил).

К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой коммунальной услуги, как подача в занимаемые ими
жилые помещения газа для бытового использования, применимы правила ГК РФ о публичном договоре.

Пунктом 1 ст. 426 ГК РФ установлено, что публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Согласно пункту 4 названной статьи в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны (п. 5 ст. 426 ГК РФ).

Статьей 15 Закона Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ от 24 декабря 1992 г. N 4218-1 (действовавшего на время совершения ООО “Волгоградрегионгаз“ оспариваемых действий) определение порядка и условий оплаты коммунальных услуг, правил их оказания отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации.

Статьей 157 ЖК РФ, введенного в действие с 1 марта 2005 г. и действовавшего на время рассмотрения дела, также предусмотрено, что правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Такими правилами применительно к данному делу являлись в спорный период Правила оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 года N 392, устанавливавшие на территории Российской Федерации обязательные для сторон единые правила оплаты коммунальных услуг по энергоснабжению (газоснабжению) при заключении и исполнении публичных договоров по оказанию такого рода услуг.

В соответствии с п. 13 названных Правил размер платы за коммунальные услуги
определялся как произведение тарифов на соответствующие коммунальные услуги на объемы потребленных ресурсов (воды, газа, электрической и тепловой энергии и т.д.) по показаниям приборов учета.

Указанными правилами не предоставлялось право ресурсоснабжающим предприятиям вводить поправочные коэффициенты к показаниям счетчиков, не имеющих коррекции по температуре и давлению, а равно определять самостоятельно размер таких коэффициентов при оказании услуг потребителям - гражданам, пользующимся услугой по газоснабжению для хозяйственно-бытовых нужд.

Пункт 2.5 Правил учета газа, утвержденных Минтопэнерго России 14 октября 1996 г., на который ссылаются судебные инстанции в подтверждение права ОАО “Волгоградрегионгаз“ самостоятельно устанавливать поправочные коэффициенты к показаниям счетчиков, не имеющих специального устройства коррекции, предусматривает, что измерение и учет количества газа, осуществляемые по узлам учета потребителя газа и поставщика, производятся по методикам выполнения измерений, аттестованным в установленном порядке.

Между тем, в целях настоящих Правил, как видно из их вводной части, под потребителями газа понимаются только юридические лица, использующие газ в качестве топлива или сырья. Таким образом, действие указанного пункта правил на правоотношения между газораспределительной организацией и населением, являющимся бытовыми потребителями газа, не распространяется.

Пунктом же 2.9 названных Правил предусмотрено, что учет количества газа, реализуемого населению, производится по приборам учета газа или на основании норм расхода газа. При этом установление каких-либо поправочных коэффициентов к показаниям таких приборов также не было предусмотрено.

Не было предоставлено такое право исполнителю услуги по газоснабжению и Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. N 1099.

Следует также отметить, что впервые использование в расчетах между исполнителем услуги по газоснабжению и бытовыми потребителями за газ с использованием температурных коэффициентов в случае использования потребителем
приборов учета газа без температурной компенсации введено Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 “О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам“. Однако утверждение таких коэффициентов отнесено к компетенции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере технического регулирования и метрологии.

Приведенные доводы заслуживают внимания, в связи с чем дело вместе с надзорной жалобой председателя комитета по защите прав потребителей при администрации Еланского района Волгоградской области Ж. и настоящим определением следует передать для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 384 Гражданского процессуального кодекса РФ,

определил:

дело по иску комитета по защите прав потребителей администрации Еланского района к ООО “Волгоградрегионгаз“ о признании действий ООО “Волгоградрегионгаз“ по введению поправочного коэффициента 1,05 при определении количества принятой абонентами (бытовыми потребителями) энергии (газа) незаконными, передать для рассмотрения по существу в президиум Волгоградского областного суда.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Ю.А.ГУЦОЛ