Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 05.12.2007 N Ф08-7929/07-2975А по делу N А63-6139/2007-С4-37 Согласно статье 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 декабря 2007 г. N Ф08-7929/07-2975А

Дело N А63-6139/2007-С4-37

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании заявителя - индивидуального предпринимателя П. (паспорт N 0703288670, выдан 06.09.02 ОВД Октябрьского района г. Ставрополя), от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ставрополя - Ш. (д-ть от 19.10.07), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ставрополя на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.09.07 по делу N А63-6139/2007-С4-37, установил следующее.

Индивидуальный предприниматель П. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по
Октябрьскому району г. Ставрополя (далее - налоговая инспекция) от 31.05.07 N 144 о привлечении к налоговой ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде 13 141 рубля 20 копеек штрафа и начислении 65 671 рубля налога на добавленную стоимость и 54 рублей 02 копеек пеней за несвоевременную уплату налога (уточненные требования).

Решением от 06.09.07 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что указание в счетах-фактурах фактического адреса осуществления предпринимателем хозяйственной деятельности, а не адреса его регистрации, не является безусловным основанием для отказа налогоплательщику в реализации права на налоговый вычет.

Законность и обоснованность судебного акта в апелляционной инстанции не проверялись.

Налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятый по делу судебный акт, в удовлетворении требований предпринимателя отказать. Заявитель ссылается на неправильное применение судом норм материального права, а также факт недоказанности наличия фактического адреса предпринимательской деятельности в IV квартале 2006 года.

В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную налоговую проверку налоговой декларации предпринимателя по налогу на добавленную стоимость за IV квартал 2006 года, в ходе которой выявлено нарушение требований налогового законодательства, выразившееся в указании в счетах-фактурах адреса предпринимателя, отличного от адреса его государственной регистрации. Указанный факт отражен в акте от 23.04.07 N 179.

Из возражений предпринимателя к акту проверки следует, что
адрес, указанный в счетах-фактурах, является адресом фактического осуществления предпринимательской деятельности, в связи с чем у налогового органа отсутствуют основания для отказа в принятии счетов-фактур, представленных в обоснование налогового вычета.

31 мая 2007 года по материалам камеральной налоговой проверки налоговой инспекцией вынесено решение N 144, которым предприниматель привлечен к налоговой ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде 13 141 рубля 20 копеек штрафа. Указанным решением предпринимателю предложено уплатить 65 671 рубль налога на добавленную стоимость и 54 рубля 02 копейки пеней за несвоевременную уплату налога.

Предприниматель обжаловал решение налоговой инспекции в арбитражный суд.

При рассмотрении дела суд пришел к выводу о соблюдении предпринимателем налогового законодательства и наличии у налогоплательщика соответствующих документов, подтверждающих право на налоговый вычет. Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и законодательству.

В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные данной статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат, в частности, суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения.

Согласно статье 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса.

Для подтверждения права на применение налогового вычета заявитель представил счета-фактуры в количестве 143 штук. Основанием для вынесения оспариваемого решения
налоговой инспекции явилось отражение в счетах-фактурах, представленных предпринимателем для подтверждения права на налоговый вычет, адреса, отличного от содержащегося в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. Материалы дела свидетельствуют, что в представленных счетах-фактурах указан адрес фактического осуществления налогоплательщиком предпринимательской деятельности (адрес арендуемых помещений) - г. Ставрополь, Старомарьевское шоссе, 9 “ж“ и Старомарьевское шоссе, 9 “г“. Факт оплаты приобретенных на основании указанных счетов-фактур товаров и их оприходование налоговой инспекцией не оспаривается.

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 25.07.01 N 138-О по смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков. Добросовестность налогоплательщика является преимущественным фактором при исследовании правомерности предъявления сумм налога на добавленную стоимость к вычету. Оценивая действия налогоплательщика с точки зрения его добросовестности, суд обязан исходить из совокупности всех фактических обстоятельств.

Суд правомерно исходил из того, что налоговая инспекция не представила доказательства недобросовестности в действиях предпринимателя как участника налоговых правоотношений. Вывод суда о том, что указание в счетах-фактурах фактического адреса осуществления предпринимателем хозяйственной деятельности, а не адреса его регистрации, не может являться безусловным основанием для отказа налогоплательщику в реализации права на налоговый вычет, соответствует установленным по делу фактическим обстоятельствам и законодательству.

Доводы жалобы не основаны на нормах права, направлены на переоценку исследованных судом обстоятельств и по правилам статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.

Решение суда от 06.09.07 соответствует нормам материального и процессуального права. Правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

В соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.17, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 2
информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.07 N 117 “Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации“ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на налоговую инспекцию.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.09.07 по делу N А63-6139/2007-С4-37 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ставрополя в доход федерального бюджета 1 тыс. рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.