Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29.11.2007 N Ф08-6662/07 по делу N А63-10386/2006-С7 В удовлетворении заявления о признании недействительным с момента издания постановлений главы районной администрации отказано. Суд указал, что оспариваемые ненормативные правовые акты не нарушают права и законные интересы министерства; земельный участок, использованный для нужд обороны, является государственной собственностью.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 ноября 2007 г. N Ф08-6662/07

Дело N А63-10386/2006-С7

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от заявителя - военного прокурора Северо-Кавказского военного округа - М. (д-ть от 15.11.07), в отсутствие заинтересованных лиц: главы администрации Левокумского района, правительства Ставропольского края, губернатора Ставропольского края, третьих лиц: открытого акционерного общества “Николо-Александровское“, Министерства обороны Российской Федерации, Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ставропольскому краю, федерального государственного учреждения “Управление Северо-Кавказского военного округа“, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу военного прокурора Северо-Кавказского военного округа на решение от 16.02.07 и постановление апелляционной инстанции от 30.04.07 Арбитражного
суда Ставропольского края по делу N А63-10386/2006-С7, установил следующее.

Военный прокурор Северо-Кавказского военного округа (далее - прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным с момента издания постановлений главы Левокумской районной администрации от 25.08.97 N 243 и 17.06.03 N 209.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ОАО “Николо-Александровское“ (далее - общество), Министерство обороны Российской Федерации (далее - министерство), Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ставропольскому краю, ФГУ “Управление Северо-Кавказского военного округа“.

Решением от 16.02.07, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.04.07, в удовлетворении заявления отказано. Суды указали, что оспариваемые ненормативные правовые акты не нарушают права и законные интересы министерства; земельный участок использовался для нужд обороны, является государственной собственностью. Кроме того, прокурор заявил требование после истечения срока исковой давности.

В кассационной жалобе прокурор просит отменить судебные акты по следующим основаниям:

- распоряжение федеральной собственностью в компетенцию муниципальных образований не входило;

- несоблюдение порядка изъятия земель нарушило конституционной принцип верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов и оказало дезорганизующее влияние на осуществление Министерством обороны Российской Федерации возложенных на него функций по обороне государства.

В судебном заседании представитель прокурора поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Изучив материалы дела, выслушав представителя прокурора, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает,
что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.

Как видно из материалов дела, постановлением главы администрации Левокумского района Ставропольского края от 20.10.92 N 463 ФГУСП “Николо-Александровское“ (правопредшественник общества) в постоянное (бессрочное) пользование предоставлены земли сельскохозяйственного назначения площадью 11 627 га, что подтверждается свидетельством о праве постоянного (бессрочного) пользования от 07.04.97.

Постановлением главы администрации Левокумского района от 25.08.97 N 243 согласовано размещение военного полигона 205-ой казачьей отдельной мотострелковой бригады Северо-Кавказского военного округа Минобороны России на земельном участке предприятия площадью 2 575 га (в том числе 2 500 га пашни). Суды установили, что 205-ая отдельная мотострелковая бригада (войсковая часть 74814 названной бригады) использует земельный участок под военный полигон с сентября 1997 г.

Постановлением главы администрации Левокумского района Ставропольского края от 17.06.03 N 209 земельный участок изъят для государственных нужд из постоянного (бессрочного) пользования предприятия и предоставлен Буденовской квартирно-эксплуатационной части района под размещение военного полигона. В постановлении предусмотрено, что оно вступает в силу с момента возмещения Буденовской квартирно-эксплуатационной частью района причиненных предприятию убытков.

Предприятие и командующий войсками Северо-Кавказского военного округа подписали соглашение от 12.11.03, в соответствии с которым предприятие передает 205 отдельной мотострелковой бригаде в бессрочное пользование земельный участок площадью 2 500 га под размещение полигона, а командование Северо-Кавказского военного округа перечисляет предприятию 29 297 тыс. рублей
в возмещение причиненных убытков.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ставропольского края от 09.06.06 по делу N А63-683/05-С2, оставленным без изменения постановлениями апелляционной инстанции от 14.08.06 и кассационной инстанции от 29.11.06, удовлетворен иск общества к учреждению о возмещении 29 297 тыс. рублей убытков, причиненных изъятием земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 2 575 га для государственных нужд (размещения военного полигона 205-ой отдельной мотострелковой бригады). Предоставление 205-ой отдельной мотострелковой бригаде указанного земельного участка обусловлено государственными нуждами в сфере обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ссылки министерства на то, что орган, уполномоченный на изъятие земельного участка для нужд Российской Федерации, не принимал решения об изъятии у предприятия земельного участка, правомерно признаны не содержащими оснований для отмены постановления. Министерство и управление военного округа подтверждают необходимость использования земельного участка для обеспечения нужд Российской Федерации в области обеспечения обороны страны и безопасности государства. На земельном участке располагается действующий военный полигон 205-ой отдельной мотострелковой бригады. Поэтому несоблюдение установленного порядка изъятия земельного участка для нужд Российской Федерации не нарушает прав и законных интересов Минобороны России и управления военного округа. Предприятие (общество) не ссылается на неправомерность изъятия земельного участка. Нарушения действующего законодательства, допущенные при изъятии земельного участка у предприятия и не затрагивающие права и законные интересы Минобороны России и
управления военного округа, в силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации не могут быть положены в основание заявленных по настоящему делу требований.

Судебные инстанции полно и всесторонне исследовали доказательства, установили фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применили нормы материального и процессуального права. Предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения решения и постановления апелляционной инстанции отсутствуют.

При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения решения и постановления апелляционной инстанции отсутствуют.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение от 16.02.07 и постановление апелляционной инстанции от 30.04.07 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-10386/2006-С7 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.