Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 21.11.2007 N Ф08-7687/07-2871А по делу N А32-6232/2007-19/176-41АЖ Решением суда в иске общества о привлечении управления к административной ответственности по статье 8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказано, поскольку доказательства, опровергающие вывод административного органа о допущенных нарушениях правил хранения и иного обращения пестицидов и агрохимикатов, в материалы дела не представлены.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 ноября 2007 г. N Ф08-7687/07-2871А

Дело N А32-6232/2007-19/176-41АЖ

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея - И. (д-ть от 27.03.07), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью “Фумотряд“, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Фумотряд“ на решение от 18.06.07 и постановление апелляционной инстанции от 23.08.07 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-6232/2007-19/176-41АЖ, установил следующее.

ООО “Фумотряд“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением
о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - управление) от 15.03.2007 N 14 о привлечении к административной ответственности по статье 8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением суда от 18.06.07, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.08.07, заявленные требования удовлетворены, общество освобождено от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, объявлено устное замечание. Судебные акты мотивированы тем, что в рассматриваемом случае отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям в области охраны окружающей среды и природопользования.

Управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 18.06.07 и постановление апелляционной инстанции от 23.08.07 отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы считает, что вина общества в совершении правонарушения доказана административным органом и установлена судом. Вывод суда о малозначительности правонарушения является необоснованными. Нарушение норм права, направленных на охрану здоровья людей и окружающей природной среды не может квалифицироваться как малозначительное правонарушение, так как грубо нарушены требования Федерального закона от 19.07.97 N 109-ФЗ “О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами“ (далее - Федеральный закон N 109-ФЗ).

Изучив материалы дела, заслушав представителя управления, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела, управление провело проверку общества по вопросу соблюдения законодательства в сфере карантина и защиты растений, использования пестицидов и агрохимикатов, в ходе которой установлены следующие нарушения:

- пестициды первого класса опасности (бромистый метил, фосфин) хранятся в металлическом контейнере на полу без поддонов вместе с другими пестицидами (фуфоном, актеллик, магтоксин), а не отдельно
от них;

- бромистый метил и грантекс не внесены в государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации.

Результаты проверки отражены в акте о проведении государственного фитосанитарного надзора от 21.02.07 и в протоколе об административном правонарушении от 21.02.07 N 14.

Постановлением управления от 15.03.07 N 14 общество привлечено к административной ответственности на основании статьи 8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение правил хранения пестицидов и агрохимикатов, которое может повлечь причинение вреда окружающей природной среде, в виде 50 тыс. рублей штрафа. Общество обжаловало постановление управления в арбитражный суд.

Общество заключило договор аренды производственной площадки для размещения контейнера для хранения химических препаратов. Из акта проверки и протокола об административном правонарушении следует, что общество допустило хранение пестицидов первого класса опасности (бромистый метил, фосфин) в металлическом контейнере на полу без поддонов вместе с другими пестицидами (фуфанон, актеллик, магтоксин), чем нарушило требования санитарных правил и норм “Гигиенические требования к хранению, применению и транспортировке пестицидов и агрохимикатов. СанПиН 1.2.1077-01“, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.11.01 N 34 (далее - Санитарные правила).

Статьей 8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил испытаний, производства, транспортировки, хранения, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами, которое может повлечь причинение вреда окружающей природной среде.

Правовые основы обеспечения безопасного обращения с пестицидами, в том числе с их действующими веществами, а также с агрохимикатами в целях охраны здоровья людей и окружающей природной среды установлены в Федеральном законе N 109-ФЗ. Согласно статье 19 этого Закона хранение пестицидов и агрохимикатов разрешается в специализированных хранилищах, предназначенных
только для их хранения. Запрещается бестарное хранение пестицидов. При хранении пестицидов и агрохимикатов необходимо соблюдать требования, исключающие причинение вреда здоровью людей и окружающей природной среде. Требования к хранению пестицидов и агрохимикатов устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.

Согласно пункту 1.2 Санитарных правил особенностями, определяющими потенциальную опасность пестицидов для человека и среды его обитания, являются высокая биологическая активность при малых уровнях воздействия, способность к циркуляции в окружающей среде и возможность контакта с ними населения. Санитарные правила устанавливают гигиенические требования, направленные на обеспечение максимальной безопасности пестицидов и агрохимикатов для человека и окружающей его среды, поэтому нарушение указанных правил представляет непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека. Пунктом 3.1 Санитарных правил установлено, что хранение пестицидов и агрохимикатов допускается только на специально предназначенных для этого агрохимических комплексах (складах). Ежегодно указанные склады предъявляются учреждениям Госсанэпидслужбы для оформления заключения установленного образца. Образец такого заключения приведен в приложении N 1 Санитарных правил. Работа с пестицидами и агрохимикатами осуществляется с использованием соответствующих средств индивидуальной защиты, указанных в нормативной и технической документации на препарат и в тарной этикетке (пункт 2.8).

Пунктом 3.14 Санитарных правил прямо предусмотрено, что при хранении пестицидов и агрохимикатов необходимо следить за целостностью тары; в случае ее нарушения препараты немедленно перезатариваются в специальную тару. Категорически запрещается оставлять пестициды рассыпанными или пролитыми.

Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из наличия в действиях общества состава административного правонарушения, однако пришли к выводу о малозначительности правонарушения, сославшись на то, что препараты хранились в запирающемся металлическом контейнере, доступ к ним людей и животных был
исключен, все имеющиеся в распоряжении общества пестициды в настоящее время помещены на деревянные поддоны. Вывод о малозначительности правонарушения является ошибочным.

Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.04 N 10 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2, 3 статьи 4.1 Кодекса учитываются при назначении административного наказания.

Правонарушение, за которое общество привлечено к административной ответственности, посягает на общественные отношения в сфере охраны окружающей среды. Нарушение правил хранения пестицидов и агрохимикатов представляет непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека, поэтому оно не может считаться малозначительным.

Доказательства, опровергающие вывод административного органа о допущенных нарушениях правил хранения и иного обращения пестицидов и агрохимикатов, в материалы дела не представлены. Нарушения административным органом требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, при производстве по делу об административном правонарушении не выявлены.

При таких обстоятельствах предусмотренные статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях основания для освобождения общества от административной ответственности ввиду малозначительности правонарушения
отсутствовали, в связи с этим обжалуемые судебные акты необходимо отменить и принять решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение от 18.06.07 и постановление апелляционной инстанции от 23.08.07 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-6232/2007-19/176-41АЖ отменить.

В удовлетворении заявления ООО “Фумотряд“ отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.