Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 15.11.2007 N Ф08-7586/07 по делу N А32-28465/07-4/424 Испрашиваемый обществом земельный участок расположен в зонах санитарной охраны курорта (земли особо охраняемых природных территорий федерального значения), в силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации относится к федеральной собственности, ограничен в обороте и не подлежит приватизации (статья 27 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 8 статьи 28 Федерального закона “О приватизации государственного и муниципального имущества“).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 ноября 2007 г. N Ф08-7586/07

Дело N А32-28465/07-4/424

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью “Нефтегаз“ - Л. (д-ть от 11.12.06), в отсутствие заинтересованного лица - администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Нефтегаз“ на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Краснодарского края от 06.09.07 по делу N А32-28465/07-4/424, установил следующее.

ООО “Нефтегаз“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением, в котором просило признать недействительным решение главы администрации муниципального образования город-курорт Геленджик (далее
- администрация) от 10.07.06 N 030130/3563 и обязать главу администрации предоставить в собственность земельный участок площадью 6,0007 га, расположенный по адресу: г. Геленджик, по ул. Десантная, 2 (уточненные требования).

Решением от 22.03.07 требования удовлетворены. Суд установил, что земельный участок согласно кадастровому плану относится к землям поселений, на нем расположена недвижимость, принадлежащая обществу на праве собственности, в связи с чем он имеет исключительное право на приобретение его в собственность.

Постановлением апелляционной инстанции от 06.09.07 решение от 22.03.07 отменено, в удовлетворении заявления отказано. Судебный акт мотивирован тем, что испрашиваемый земельный участок в силу закона относится к землям особо охраняемых природных территорий федерального значения и приватизации не подлежит.

В кассационной жалобе общество просит отменить постановление апелляционной инстанции, оставить в силе решение. По мнению заявителя, земельный участок относится к землям поселений, общество как собственник объектов недвижимости, расположенных на нем, имеет исключительное право на приобретение участка в собственность. Вывод суда апелляционной инстанции о принадлежности участка к федеральной собственности не обоснован. На основании пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.01 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ администрация вправе распоряжаться земельным участком.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Администрация заявила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, которое в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит удовлетворению.

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что постановление апелляционной инстанции следует оставить без изменения.

Как видно из материалов дела, постановлениями главы администрации от 12.07.95 N 1233 и 27.12.95 N 2322
ООО “Нефтегаз ЛТД“ (прежнее наименование общества) в постоянное (бессрочное) пользование для строительства бальнеологического центра предоставлен земельный участок площадью 6,0007 га, расположенный по адресу: г. Геленджик, Тонкий мыс. Выдан государственный акт на право постоянного (бессрочного) пользования землей серии КК-2 N 408000345.

Общество является собственником объектов недвижимости, расположенных на земельном участке (свидетельства о государственной регистрации права собственности от 04.10.06 серии 23-АА N 947221 - 947230).

Общество 29.06.06 обратилось к главе города-курорта Геленджик с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность.

В письме от 10.07.06 N 030130/3563 администрация отказала в выкупе земельного участка, указав, что он ограничен в обороте, поскольку относится к особо охраняемым природным территориям федерального значения и не подлежит приватизации и что заявитель не представил правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на объекты недвижимости, расположенные на этом участке.

Полагая, что администрация незаконно отказала в предоставлении земельного участка в собственность, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Статьей 15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. В силу пунктов 2 и 5 статьи 27 Кодекса земельные участки, ограниченные в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. К земельным участкам, находящимся в государственной или муниципальной собственности и ограниченным в обороте, отнесены, в частности, участки в пределах особо охраняемых природных территорий (за исключением государственных природных заповедников и национальных парков). При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения
права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное. В соответствии с пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.01 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“ не подлежат отчуждению земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.

Согласно статье 96 Кодекса к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Курорты и лечебно-оздоровительные местности могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 23.02.95 N 26-ФЗ “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах“).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.96 N 591-р “О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей“, принятым во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 06.07.94 N 1470 “О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей“, и в соответствии с Законами от 14.03.95 N 33-ФЗ и 23.02.95 N 26-ФЗ утвержден представленный Минприроды России, администрацией Краснодарского края и администрацией Ростовской области согласованный с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти Перечень особо охраняемых природных территорий побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение. Согласно Перечню курорт и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны г. Геленджика отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения.

Из государственного акта общества на право постоянного (бессрочного) пользования землей следует, что земельный участок расположен в г. Геленджике и состоит из двух земельных участков: площадью 1,368 га, относящийся к первой зоне санитарной охраны, и площадью 4,6327 га, относящийся ко второй зоне санитарной
охраны. Испрашиваемый обществом земельный участок расположен в первой и второй зонах санитарной охраны курорта (земли особо охраняемых природных территорий), в силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации относится к федеральной собственности и, являясь ограниченным в обороте, не подлежит приватизации.

Довод заявителя о праве администрации распоряжаться спорным участком со ссылкой пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.01 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ надлежит отклонить. В названной норме речь идет о распоряжении земельными участками, право собственности на которые не разграничена. В силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся, в частности, земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами. В соответствии с частью 6 статьи 2 Федерального закона от 23.02.95 N 26-ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях“ особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.

Согласно пункту 10 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 Кодекса. Отсутствие в кадастровом плане сведений о том, что участок находится в первой и второй зонах округа санитарной охраны, не может являться основанием для неприменения к нему режима земель особо охраняемых территорий.

При рассмотрении дела суд апелляционной инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления общества. Основания для изменения или отмены постановления апелляционной инстанции, предусмотренные статьей 288 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.

Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Краснодарского края от 06.09.07 по делу N А32-28465/07-4/424 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.