Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24.10.2007 N Ф08-7008/2007 по делу N А63-16638/2006-С3 Согласно пункту “ж“ статьи 16 Закона “О реабилитации жертв политических репрессий“ реабилитированные лица и совместно проживающие с ними члены их семей имеют право на снижение размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг в пределах норм, предусмотренных законодательством.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 октября 2007 г. N Ф08-7008/2007

Дело N А63-16638/2006-С3

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью “Ставропольрегионгаз“ и ответчиков: Министерства финансов Российской Федерации, Министерства финансов Ставропольского края, Управления федерального казначейства Российской Федерации по Ставропольскому краю, Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Управления труда и социальной защиты населения Арзгирской районной государственной администрации, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Ставропольского края от 23.04.07 по делу N А63-16638/2006-С3, установил следующее.

ООО “Ставропольрегионгаз“
(далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин России), Управлению федерального казначейства Российской Федерации по Ставропольскому краю (далее - казначейство), Министерству финансов Ставропольского края (далее - Минфин края), Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Управлению труда и социальной защиты населения Арзгирской районной государственной администрации (далее - управление) о взыскании 353531 рубля 33 копеек расходов, понесенных в феврале - ноябре 2004 г. в связи с предоставлением гражданам льгот по оплате газа в соответствии с Федеральным законом “О реабилитации жертв политических репрессий“ (далее - Закон).

Решением от 06.02.07 с Минфина края за счет казны Ставропольского края в пользу общества взыскано 353531 рубль 33 копейки. В отношении управления производство по делу прекращено. В иске к остальным ответчикам отказано. Суд исходил из того, что в соответствии со статьей 17 Закона, статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пунктом 14 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.94 N 419, финансирование расходов на предоставление льгот данной категории населения производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета. Следовательно, обязанность по финансированию указанных льгот возложена на Ставропольский край, а надлежащим ответчиком по делу является Минфин края.

Постановлением апелляционной инстанции от 23.04.07 решение от 06.02.07 отменено, с Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу общества взыскано 299602 рубля 82 копейки. В остальной части иска и в иске к остальным ответчикам отказано. Судебный акт
мотивирован тем, что из норм Закона не следует обязанность Ставропольского края по финансированию льгот, установленных законодателем для данной категории населения. Поскольку обязательства по социальной защите льготной категории граждан установлены федеральным законом в соответствии с компетенцией федеральных органов власти, то финансирование таких льгот должно осуществляться из федерального бюджета. Суд установил, что субвенции, выделенные из федерального бюджета Ставропольскому краю на реализацию Закона в 2004 году, в полном объеме использованы по целевому назначению. Материалами дела не подтверждено наличие неиспользованного остатка по выделенным из бюджета субвенциям. Поскольку финансирование реализации Закона не обеспечено в полном объеме, иск удовлетворен за счет казны Российской Федерации. Суд снизил сумму, подлежащую взысканию, исключив из нее налог на добавленную стоимость.

В кассационной жалобе Минфин России просит отменить постановление апелляционной инстанции. По мнению заявителя, суд не применил нормы материального права, в силу которых расходы общества финансируются за счет средств бюджетов субъекта Российской Федерации и муниципального образования с последующей компенсацией из средств федерального бюджета. Порядок такой компенсации относится к бюджетным правоотношениям и не может быть предметом спора в арбитражном суде.

Отзывы на кассационную жалобу не поступили.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, общество и управление заключили договор от 01.01.04 N 49/23-6/03-0127/04, по условиям которого общество обязалось предоставлять гражданам 50% скидку по оплате природного газа в соответствии с Законом, а управление - возмещать фактически понесенные обществом затраты, связанные с предоставлением льгот, по мере поступления средств из федерального бюджета на реализацию Закона. Срок действия договора установлен с 01.01.04
по 31.12.04 (л.д. 18).

Во исполнение принятых на себя обязательств истец предоставлял гражданам льготы по оплате за потребленный природный газ. Не получив полного возмещения расходов, понесенных в феврале - ноябре 2004 г. в связи с поставкой газа указанной категории потребителей по льготным ценам, общество обратилось с иском о взыскании с ответчиков 353531 рубля 33 копеек.

Факт предоставления льгот населению Арзгирского района и размер убытков общества подтверждаются подписанными обществом и управлением актами сверок количества граждан, пользующихся льготами, актами сверок объема предоставленных льгот, реестрами граждан, пользующихся льготой, копиями удостоверений и справок льготников, счетами-фактурами, справкой о задолженности федерального бюджета от 15.07.05, выданной краевой инвентаризационной комиссией. Данные обстоятельства, установленные судом, заявитель жалобы не оспаривает.

Согласно пункту “ж“ статьи 16 Закона реабилитированные лица и совместно проживающие с ними члены их семей имеют право на снижение размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50% в пределах норм, предусмотренных законодательством. В силу статьи 17 Закона о реабилитации порядок выплаты денежных компенсаций, их перерасчета, предоставления льгот, возврата конфискованного имущества или возмещения его стоимости, порядок восстановления других прав реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Положением о порядке предоставления льгот реабилитируемым лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.94 N 419, расходы, связанные с предоставлением льгот таким лицам, подлежат компенсации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением понесенных расходов из федерального бюджета.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.02 N 334 утверждены Правила предоставления и расходования в 2002 году
средств Фонда компенсаций на реализацию Закона (далее - Правила). Действие данного акта продлено на 2004 год Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.03 N 85. Указанными Правилами установлено, что расходы, связанные с реализацией Закона, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в фонде компенсаций на соответствующий финансовый год. Предоставление субвенций осуществляет Минфин России на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах утверждаемых в установленном порядке объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств.

При рассмотрении спора апелляционный суд установил, что Минфин края обязанности по возмещению затрат в пределах поступающих ассигнований выполнил полностью, поэтому в иске к данному ответчику отказано правомерно. Из помесячных реестров Минфина края на финансирование (распределение средств, поступивших на реализацию Закона) следует, что все денежные средства, поступившие Минфину края в соответствии с уведомлениями казначейства, распределены по районам края, в том числе по Арзгирскому району.

Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд правомерно сделал вывод о том, что в спорный период Минфин края в полном объеме выполнил обязанность по финансированию расходов, связанных с реализацией Закона, в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели. Задолженность образовалась в связи с превышением размера фактических расходов на предоставление льгот над установленными лимитами выделенных Ставропольскому краю средств федерального бюджета.

В силу бюджетного законодательства в связи с принятием федеральных законов возникают расходные обязательства Российской Федерации. Установив, что расходы на реализацию Закона о реабилитации превысили размер предоставленной субъекту Российской Федерации на эти цели
финансовой помощи (субвенции), суд правомерно возложил обязанность по компенсации убытков на Российскую Федерацию.

Этот вывод соответствует разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.06 N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“ (пункты 17, 18 Постановления).

Рассматривая спор, суд апелляционной инстанции обоснованно в соответствии с положениями статей 146, 154 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.00 N БГ-3-03/447 (действовавшим в спорный период), исключил из взыскиваемой суммы НДС, удовлетворив требования о взыскании расходов в размере 299602 рубля 82 копейки.

Спор связан со взысканием убытков при осуществлении истцом экономической деятельности и является подведомственным арбитражному суду (статья 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, основания для его отмены или изменения не установлены.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Ставропольского края от 23.04.07 по делу N А63-16638/2006-С3 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.