Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 23.10.2007 N Ф08-6336/2007 по делу N А32-10186/2006-39/292 Согласно статье 96 Земельного кодекса Российской Федерации земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 октября 2007 г. N Ф08-6336/2007

Дело N А32-10186/2006-39/292“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от истца - Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю - К. (д-ть от 19.09.2007), в отсутствие ответчика - администрации муниципального образования город-курорт Анапа, третьего лица - открытого акционерного общества “Севрыбхолодфлот“, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю и администрации муниципального образования город-курорт Анапа на решение от 17.04.2007 и дополнительное решение от 09.08.2007, постановление апелляционной инстанции от 14.08.2007 Арбитражного суда Краснодарского
края по делу N А32-10186/2006-39/292, установил следующее.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю (далее - управление) обратилось с иском к администрации муниципального образования город-курорт Анапа (далее - администрация) об обязании подписать проект соглашения о переводе на Российскую Федерацию прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 30.10.2002 N 37000000226.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО “Севрыбхолодфлот“.

Решением от 17.04.2007 иск удовлетворен со ссылкой на отсутствие у администрации оснований для отказа от подписания соглашения, так как управление является органом, осуществляющим полномочия Российской Федерации по распоряжению федеральным имуществом, находящимся на территории Краснодарского края.

Дополнительным решением от 09.08.2007 управлению отказано в удовлетворении требования об обязании администрации подписать пункт 2 соглашения, который возлагает на администрацию обязанность перечислить в федеральный бюджет арендную плату, полученную после даты регистрации за Российской Федерацией права собственности на спорный участок. Суд указал, что данное требование противоречит принципу свободы договора, касается взаимоотношений между бюджетами разных уровней и истец вправе воспользоваться другим способом защиты нарушенного права.

Постановлением апелляционной инстанции от 14.08.2007 судебные акты оставлены без изменения.

В кассационной жалобе управление просит отменить дополнительное решение и постановление апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив исковые требования в полном объеме. По
мнению заявителя, Российская Федерация как собственник имущества вправе выступать арендодателем по договору и получать арендную плату, которая должна поступать в федеральный бюджет. Получение администрацией денежных средств по спорному договору аренды после государственной регистрации права собственности Российской Федерации является неосновательным обогащением.

В кассационной жалобе администрация просит отменить судебные акты и отказать в иске, считая, что вопрос о переходе прав и обязанностей арендодателя по договору аренды подлежит разрешению между управлением и арендатором.

В заседании суда кассационной инстанции представитель управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, и просил отказать в удовлетворении жалобы администрации. В судебном заседании 17.10.2007 объявлялся перерыв, рассмотрение дела продолжено 23.10.2007 в 14.00.

Изучив материалы дела и выслушав представителя управления, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, администрация (арендодатель) и ОАО “Севрыбхолодфлот“ (арендатор) заключили договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 30.10.2002 N 37000000226, по условиям которого в аренду на срок до 26.10.2050 передан земельный участок общей площадью 92300 кв. м, расположенный по адресу: г. Анапа, проспект Пионерский, 257, для размещения загородного стационарного лагеря отдыха и оздоровления детей “Северное сияние“ сезонного действия.

За Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на данный земельный участок, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 24.08.2005 (серия 23-АА N
352900).

Письмом от 06.12.2005 N 07-07/9988 управление направило администрации для подписания соглашение о переводе на Российскую Федерацию в лице управления прав и обязанностей арендодателя по договорам аренды земельных участков, заключенным администрацией.

В связи с отказом администрации от подписания соглашения управление обратилось с рассматриваемым иском.

Указом Президента Российской Федерации от 22.09.92 N 1954 “О федеральном курортном городе Анапа“ району курорта Анапа в границах округа санитарной охраны, определенного Постановлением Совмина РСФСР от 30.01.85 N 45 “Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курорта Анапа в Краснодарском крае“, придан статус федерального курортного региона. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.96 N 591-р утвержден перечень особо охраняемых природных территорий побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение, согласно которому территория города-курорта Анапа и рекреационные зоны в границах округов санитарной охраны курорта г. Анапа признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение. По смыслу статьи 2 Федерального закона от 14.03.95 N 33-ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях“ особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.

Согласно статье 96 Земельного кодекса Российской Федерации земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан.

В соответствии с частью 6 статьи 2 Федерального закона “Об особо
охраняемых природных территориях“ особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.

В силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Согласно статье 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и Кодексом. По правилам статьи 608 Гражданского кодекса Российской Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

Установив, что спорный участок находится в границах второй зоны санитарной охраны курорта федерального значения и является федеральной собственностью, судебные инстанции правомерно пришли к выводу, что управление является органом, осуществляющим полномочия Российской Федерации по распоряжению федеральным имуществом, находящимся на территории Краснодарского края.

Однако ввиду того, что администрация распорядилась земельным участком, относящимся к федеральной собственности, не имея на это полномочий, договор аренды является недействительным в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно статьям 166 и 167 Кодекса недействительная сделка ничтожна независимо
от признания ее таковой судом. Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Поскольку договор аренды от 30.10.2002 N 37000000226 является ничтожным, требования управления о переводе на него прав и обязанностей арендодателя удовлетворению не подлежат. Таким образом, судебные акты подлежат отмене как вынесенные с нарушением норм материального права.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.

Поскольку судебные инстанции установили все обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, суд кассационной инстанции считает возможным принять решение по существу заявленных исковых требований, не передавая дело на новое рассмотрение.

На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с администрации подлежит взысканию государственная пошлина по кассационной жалобе, от уплаты которой предоставлялась отсрочка.

Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение
от 17.04.2007, дополнительное решение от 09.08.2007, постановление апелляционной инстанции от 14.08.2007 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-10186/2006-39/292 отменить, в иске отказать.

Взыскать с администрации города-курорта Анапа в доход федерального бюджета 1 тыс. рублей государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.