Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.10.2007 N Ф08-6781/07-2533А по делу N А32-15108/2006-58/308 Применив статьи 112 и 114 Налогового кодекса Российской Федерации, суд правомерно уменьшил размер налоговых санкций, признав в качестве смягчающих ответственность обстоятельств факт тяжелого финансового положения общества, добровольную уплату налогов и пени. Определение этих обстоятельств как смягчающих ответственность налогоплательщика соответствует предоставленным суду полномочиям при определении размера взыскиваемого штрафа.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 октября 2007 г. N Ф08-6781/07-2533А

Дело N А32-15108/2006-58/308

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании заявителя - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Армавиру Краснодарского края, заявившего о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя, и заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью “Армавирский мясоперерабатывающий завод“, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Армавиру Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.08.07 по делу N А32-15108/2006-58/308, установил следующее.

Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Армавиру Краснодарского края (далее - налоговая инспекция) обратилась в суд с
заявлением к ООО “Армавирский мясоперерабатывающий завод“ (далее - общество) о взыскании 2002988 рублей 80 копеек налоговых санкций (с учетом уточнений).

Общество заявило ходатайство об уменьшении налоговых санкций.

Решением от 14.08.07 суд взыскал с общества 1001494 рублей 40 копеек налоговых санкций. Суд указал, что к налоговой ответственности общество привлечено правомерно. Применив статьи 112 и 114 Налогового кодекса Российской Федерации, суд уменьшил размер налоговых санкций, признав в качестве смягчающих ответственность обстоятельств факт тяжелого финансового положения общества, добровольную уплату налогов и пени.

В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.

Налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение в части отказа в удовлетворении заявленных требований. По мнению налоговой инспекции, обжалуемое решение не соответствует нормам материального права, поскольку суд несоразмерно характеру смягчающих ответственность обстоятельств снизил размер штрафа.

Отзыв на кассационную жалобу обществом не представлен.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, рассмотрев материалы дела, доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела, на основании решения от 18.08.05 N 63 налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку общества по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.07.03 по 30.06.05.

По результатам рассмотрения акта выездной налоговой от 16.12.05 N 236 проверки принято решение от 26.01.06 N 15-19/015, которым, в частности, общество привлечено к налоговой ответственности:

- по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде 504558 рублей 40 копеек штрафа;

- по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде 1573890 рублей 40 копеек штрафа;

Требованием об уплате налоговой санкции от 10.02.06 N 62 обществу предлагалось уплатить налоговые санкции
в добровольном порядке в срок до 20.02.06. Пропуск обществом срока добровольной уплаты налоговых санкций явился основанием обращения налоговой инспекции в суд с заявлением.

Суд установил и это подтверждается материалами дела, что в действиях общества имеется состав налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации. Названное обстоятельство общество не оспаривает.

В кассационной жалобе налоговая инспекция указывает на необоснованное уменьшение судом размера штрафа, подлежащего взысканию, поскольку общество не доказало наличие смягчающих ответственность обстоятельств. Иных доводов для отмены или изменения обжалуемого решения налоговая инспекция не указала.

На основании статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями главы 16 Кодекса.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 Кодекса за совершение налогового правонарушения. Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 4 статьи 112 Кодекса).

Статья 112 Налогового кодекса Российской Федерации содержит открытый перечень обстоятельств, смягчающих ответственность. Следовательно, в компетенцию арбитражного суда входит установление обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, так как приведенный в пункте 1 статьи 112 Кодекса перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, не является исчерпывающим, любые иные обстоятельства могут быть признаны судом смягчающими ответственность.

В силу пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.99
N 41/9 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“, если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в пункте 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации, суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации уменьшить его размер. Суд может уменьшить санкции также по результатам оценки обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения).

Принимая решение об уменьшении подлежащей взысканию суммы штрафа, суд правомерно выявил и принял во внимание смягчающие ответственность общества обстоятельства: совершенные обществом правонарушения не относятся к категории злостных налоговых правонарушений, имеющих необратимый характер, факт тяжелого финансового положения общества, добровольной уплаты налогов и пени, документально им подтвержденный. Определение этих обстоятельств как смягчающих ответственность налогоплательщика в совершении правонарушения соответствует предоставленным судам полномочиям при определении размера взыскиваемого штрафа.

Право установления и оценки обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность, принадлежит суду первой и апелляционной инстанций. У суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия по переоценке указанных обстоятельств.

Обжалуемое решение суда первой инстанции соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.08.07 по делу N А32-15108/2006-58/308 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает
в законную силу со дня его принятия.