Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 09.10.2007 N Ф08-6497/2007-2413А по делу N А32-1034/2007-63/12-4АЖ Иск по делу о признании незаконным и отмене постановления управления о привлечении к административной ответственности удовлетворен, так как согласно статье 26.1 КоАП РФ при производстве по делу выяснению подлежат наличие события административного правонарушения и виновность лица в его совершении. При этом в силу статей 65, 210 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 9 октября 2007 года Дело N Ф08-6497/2007-2413А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от заявителя - открытого акционерного общества “Новороссийское морское пароходство“, представителя от заинтересованного лица - Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Краснодарскому краю, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Краснодарскому краю на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Краснодарского края от 13.07.2007 по делу N А32-1034/2007-63/12-4АЖ, установил следующее.

Открытое акционерное общество “Новороссийское морское пароходство“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному Управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Краснодарскому краю (далее
- управление) о признании незаконным и отмене постановления управления от 12.12.2006 N 05-04/06-308 о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением суда от 11.04.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что общество должно было представить в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах в срок до 15.01.2006, тогда как указанная справка представлена в уполномоченный банк 09.02.2006. Непредставление справки о подтверждающих документах является нарушением установленного порядка представления отчетности по валютным операциям и образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением апелляционной инстанции от 13.07.2007 решение суда от 11.04.2007 отменено, постановление управления от 12.12.2006 N 05-04/06-308 признано незаконным. Судебный акт мотивирован тем, что справка о подтверждающих документах должна быть представлена обществом в срок до 15.02.2006, поскольку подтверждение от нерезидента о принятии оказанных услуг было получено 30.01.2006.

В кассационной жалобе управление просит постановление апелляционной инстанции отменить, решение суда оставить в силе. По мнению заявителя, необоснован вывод суда апелляционной инстанции о том, что исчисление 15-дневного срока, установленного для представления в уполномоченный банк подтверждающих документов, необходимо производить с момента получения обществом подтверждения от нерезидента о принятии оказанных услуг.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит постановление апелляционной инстанции оставить без изменения как соответствующее действующему законодательству.

В судебном заседании представители управления и общества поддержали доводы жалобы и отзыва.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, управлением проведена выборочная
документальная проверка общества. В ходе проверки установлено, что между обществом и компанией нерезидентом (судовладельцем) “Fectival Shipping Ltd“ (Мальта) заключено соглашение от 30.06.2006 о коммерческом менеджменте судна, согласно которому общество является оператором принадлежащего владельцу т/х “Московский Фестиваль“ и оказывает услуги по обеспечению коммерческой занятости судна.

В соответствии с указанным соглашением был оформлен инвойс от 31.12.2005 N 3830 на сумму 122,32 доллара США и направлен судовладельцу для рассмотрения и оплаты. После получения от нерезидента подтверждения о принятии услуг от 30.01.2006 оформлен документ, подтверждающий оказание услуг.

По результатам проведения проверки управлением вынесено постановление от 12.12.2006 N 05-04/06-308 о привлечении общества к административной ответственности за нарушение части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении ему наказания в виде взыскания 40 тыс. рублей штрафа.

Общество, считая неправомерным привлечение к административной ответственности, обжаловало постановление управления от 12.12.2006 N 05-04/06-308 в арбитражный суд.

Вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным.

Согласно части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

На основании подпункта 1 пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле“ (далее - Закон) резиденты
и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 Закона.

В силу пункта 4 статьи 23 Закона в целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 24 и пунктом 4 статьи 5 Закона резиденты обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям. Единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.

Согласно пункту 2.1 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П “О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций“ (далее - Положение) в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном Положением, представляет в Банк России, регулирующий порядок учета валютных операций и оформления паспортов сделок (далее - банк ПС), документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы).

Подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в
порядке, изложенном в приложении 1 к Положению (пункт 2.2 Положения).

Резидент представляет в банк ПС документы, указанные в пункте 2.2 Положения, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (пункт 2.4 Положения).

На основании пункта 1.2 Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004 N 117-И “О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок“ резиденты (юридические лица и физические лица, в том числе физические лица - индивидуальные предприниматели; далее - резиденты) при осуществлении валютных операций в иностранной валюте представляют в уполномоченный банк следующие документы: справку об идентификации по видам валютных операций средств в иностранной валюте, поступивших на банковский счет или списываемых с банковского счета резидента, открытого в уполномоченном банке, являющуюся документом, подтверждающим совершение валютной операции, форма и порядок составления которой приведены в приложении 1 к данной Инструкции; иные документы, являющиеся основанием для проведения валютной операции, указанные в части 4 статьи 23 Закона (а именно документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них).

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное,
виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно статье 26.1 Кодекса при производстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения и виновность лица в его совершении.

При этом в силу статей 65, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Обществу вменено нарушение срока представления справки о подтверждающих документах. Из протокола об административном правонарушении от 24.11.2006 N 05-04/06-308 следует, что срок представления справки в уполномоченный банк истек 15.01.2006. Общество представило справку 09.02.2006. Однако из материалов дела следует, что подтверждение от нерезидента о принятии оказанных обществом услуг было получено 30.01.2006 и оформлено документом, подтверждающим оказание услуг (Statement of Accounts) этим же числом. В этой связи суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу, что обществом не нарушен срок, установленный для представления форм учета и отчетности по валютным операциям.

Судом кассационной инстанции отклоняется довод управления о том, что общество неправомерно исчисляло 15-дневный срок для представления в уполномоченный банк подтверждающих документов с момента получения подтверждения от судовладельца-нерезидента о принятии оказанных пароходством услуг. Суд правомерно исчислил 15-дневный срок, установленный для представления в банк ПС документов, подтверждающих оказание услуг, приняв во внимание, что акт взаиморасчетов между обществом и “Fectival Shipping Ltd“ составлен 30.01.2006. Данный вывод не противоречит пункту 2.4 Положения ЦБ России от 01.06.2004 N 258-П “О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления
уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций“.

Таким образом, суд пришел к правомерному выводу, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При изложенных обстоятельствах основания для отмены постановления апелляционной инстанции отсутствуют. Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Краснодарского края от 13.07.2007 по делу N А32-1034/2007-63/12-4АЖ оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.