Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 02.10.2007 N Ф08-6631/2007 по делу N А53-2897/2005-С2-51 Суд пришел к законному и обоснованному выводу о том, что общество является недействующим юридическим лицом и в отношении его подлежит применению специальный (внесудебный) порядок прекращения деятельности юридического лица путем исключения из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 2 октября 2007 года Дело N Ф08-6631/2007“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие Федеральной налоговой службы России в лице Инспекции Федеральной налоговой службы России по Семикаракорскому району Ростовской области, открытого акционерного общества “Агрокомплекс Донъ“, рассмотрев кассационную жалобу Федеральной налоговой службы России в лице Инспекции по Семикаракорскому району Ростовской области на определение от 21.05.2007 и постановление апелляционной инстанции от 06.08.2007 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-2897/2005-С2-51, установил следующее.

Федеральная налоговая служба России в лице Инспекции по Семикаракорскому району Ростовской области (далее - уполномоченный орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании ОАО
“Агрокомплекс Донъ“ (далее - общество, должник) несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре как отсутствующего должника. Требование мотивировано наличием у должника просроченной задолженности по состоянию на 01.03.2007 в сумме 192481 рубля 18 копеек, из которых 176839 рублей 04 копейки недоимки, 15641 рубль 78 копеек пеней и штрафов.

Определением от 21.03.2007 заявление налоговой инспекции принято к производству арбитражного суда первой инстанции (т. 1, л.д. 1).

Определением от 21 мая 2007 года, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.08.2007, производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Судебные инстанции указали на возможность исключения общества из Единого государственного реестра юридических (далее - реестр) лиц во внесудебном порядке в соответствии со статьей 21.1 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее - Закон о регистрации юридических лиц).

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанций, дело направить на новое рассмотрение. По мнению налогового органа, решение об исключении из реестра недействующего юридического лица может быть принято в административном порядке только при отсутствии у него задолженности по обязательным платежам в бюджеты, а общество имеет задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды, что исключает возможность решения вопроса уполномоченным органом. Кроме того, заявитель кассационной жалобы полагает, что судебные инстанции необоснованно ссылаются на постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, поскольку они не отнесены к числу нормативных правовых актов.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная не подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела, в заявлении уполномоченный орган указывает, что
общество является отсутствующим должником, по состоянию на 01.03.2007 имеет просроченную задолженность по обязательным платежам в бюджет в общей сумме 176839 рублей 40 копеек, бухгалтерская отчетность последний раз представлялась 01.01.2005, на момент принятия решения об обращении с заявлением о признании общества банкротом как отсутствующего должника, все счета в кредитных организациях закрыты (движение по счету не осуществлялось более 12 месяцев), из актов о невозможности взыскания от 27.10.2006 и от 04.05.2007 (л.д. 110, 111) следует, что общество по юридическому адресу не значится и финансово-хозяйственную деятельность не ведет, имущество, на которое может быть обращено взыскание, отсутствует.

Требования об уплате налогов, пеней и штрафов в добровольном порядке общество не исполнило, исполнительные производства окончены в связи с невозможностью взыскания ввиду отсутствия имущества, на которое может быть обращено взыскание.

В соответствии со статьей 21.1 Закона о регистрации юридических лиц фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом) признается юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету. Такое лицо может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в административном порядке.

В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 “О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц“ разъяснено, что процедура исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией. Поэтому пункт 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской
Федерации, согласно которому в случае недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов необходимо производство по делу о банкротстве, в данном случае применению не подлежит.

В этой связи исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней.

Согласно пункту 4 того же Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации одновременно с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника по смыслу статьи 39 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ в системном истолковании с положениями пунктов 1 и 3 статьи 59 Закона о банкротстве и статьи 21.1 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ уполномоченный орган представляет доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган.

Если имущество должника недостаточно для покрытия расходов по делу о банкротстве и в дело не поступили заявления иных кредиторов, готовых нести данные расходы, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В этом случае юридическое лицо подлежит исключению из реестра по статье 21.1 Закона о регистрации юридических лиц.

Налоговая инспекция не представила в суд доказательств наличия у должника имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, в дело не поступили заявления иных кредиторов, готовых
нести данные расходы.

Таким образом, судебные инстанции пришли к законному и обоснованному выводу о том, что общество является недействующим юридическим лицом и в отношении его подлежит применению специальный (внесудебный) порядок прекращения деятельности юридического лица путем исключения из реестра по решению регистрирующего органа.

В силу пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Доводы налоговой инспекции о неправомерном применении разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации несостоятельны. Согласно пункту 2 статьи 13 Федерального конституционного закона “Об арбитражных судах в Российской Федерации“ по вопросам своего ведения Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимает постановления, обязательные для арбитражных судов в Российской Федерации.

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

определение от 21.05.2007 и постановление апелляционной инстанции от 06.08.2007 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-2897/2007-С1-51 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.