Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 13.09.2007 N Ф08-5844/2007 по делу N А63-93/2007-С1 Компания предоставила услуги телефонной связи лицам, имеющим в силу Указа Президента Российской Федерации от 15.10.92 N 1235 право на льготу по оплате этих услуг. Поскольку спорные расходы подлежат возмещению из федерального бюджета, суд правомерно взыскал задолженность за счет казны Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 13 сентября 2007 года Дело N Ф08-5844/2007“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие истца - открытого акционерного общества “Южная телекоммуникационная компания“, ответчиков: Министерства финансов Российской Федерации, Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю, Министерства труда и социального развития Российской Федерации, третьих лиц: министерства финансов Ставропольского края, министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Управления труда и социальной защиты населения г. Ессентуки, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 31.05.2007 по делу N А63-93/2007-С1, установил следующее.

ОАО “Южная телекоммуникационная компания“
в лице Железноводского узла электросвязи (далее - компания) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Ставропольскому краю и Министерству труда и социальной защиты населения Российской Федерации о взыскании 5494 рублей 94 копеек возникших в 2004 году убытков, составляющих сумму не возмещенных истцу затрат в связи с 50% оплатой услуг телефонной связи лицами, имеющими льготы в силу Указа Президента Российской Федерации от 15.10.92 N 1235 “О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны“ (далее - Указ Президента Российской Федерации N 1235).

Решением от 31.05.2007 суд взыскал с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу компании 5494 рубля 94 копейки убытков, в иске к Министерству труда и социального развития Российской Федерации отказал. В обоснование решения указано, что компания понесла расходы, связанные с предоставлением в 2004 году льгот по оплате услуг телефонной связи лицам, названным в Указе Президента Российской Федерации N 1235. Затраты на требуемую сумму документально подтверждены, однако компании в установленном порядке не компенсированы (т. 2, л.д. 63).

В кассационной жалобе Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю просит решение отменить, принять новый судебный акт о взыскании убытков с Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Заявитель считает, что суд неправильно применил нормы материального права. По его мнению, при разрешении спора следовало учитывать Указ Президента Российской Федерации N 1235 и Правила возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в
связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963 в редакции Постановления от 14.02.2004 N 80 (далее - Правила возмещения расходов операторам связи). В силу названных норм статья расходов средств федерального бюджета по компенсации расходов, связанных с предоставлением льгот, находится в ведении Министерства труда и социального развития Российской Федерации, которое являлось главным распорядителем этих средств. В силу пункта 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов. Кроме того, в соответствии со статьей 110.1 Федерального закона “О федеральном бюджете на 2005 год“ в 2005 году Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации выделено 542169900 рублей на исполнение судебных решений по искам, предъявленным к упраздненному Министерству труда и социального развития Российской Федерации, за оказанные операторами связи в 2000 - 2004 годах услуги ветеранам и инвалидам в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“.

В отзыве на жалобу компания указывает на законность и обоснованность обжалованного судебного акта.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение надлежит оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции установил, что в 2004 году компания предоставила услуги телефонной связи лицам, имеющим в силу Указа Президента Российской Федерации N 1235 право на 50%-ную оплату этих услуг. Истцу не возмещены понесенные им расходы в размере 5494 рублей 94 копеек. Факт оказания услуг подтверждается приобщенными к материалам дела списками абонентов, которым предоставлялись
услуги электросвязи по льготной стоимости, счетами, ежемесячно выставляемыми компанией управлению, актами сверки расчетов. Суд оценил указанные доказательства (приложения к делу в 1 томе) и пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований за счет средств казны Российской Федерации.

Доводы ответчика о том, что Министерство финансов Российской Федерации не может выступать от имени Российской Федерации по заявленному требованию, поскольку главным распорядителем федеральных средств, выделенных на оплату расходов операторам связи, являлось Министерство труда и социального развития Российской Федерации, являются ошибочными.

Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации N 1235 бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставлены льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставлены аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Подпункт 9 пункта 1 статьи 14 Закона “О ветеранах“ в редакции, действовавшей в момент оказания услуг, предусматривал, что инвалидам войны предоставляются льготы по оплате в размере 50 процентов абонентной платы за телефон.

Порядок возмещения расходов, понесенных в связи с предоставлением услуг связи имеющим льготы гражданам, определен Правилами возмещения расходов операторам связи. В силу названных Правил финансирование расходов производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Министерству труда и социального развития Российской Федерации на реализацию льгот ветеранами и инвалидами, пенсионное обеспечение которых осуществляют органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации либо территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил Министерство труда и социального развития Российской Федерации ежемесячно в пределах выделяемых Министерством финансов Российской Федерации
ассигнований оформляет платежные документы с указанием сумм, подлежащих перечислению органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, и представляет эти документы в Министерство финансов Российской Федерации. Перечисление средств из федерального бюджета органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации производится через органы Федерального казначейства.

Пункт 5 Правил предусматривает, что органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации в соответствии с заключаемыми с операторами связи договорами и на основании указанных актов производят перечисление средств операторам связи в пределах выделенных ассигнований по мере их поступления из федерального бюджета.

Суд первой инстанции установил, что соответствующие органы в пределах лимитов возместили расходы, связанные с предоставлением льгот. Спор возник в связи с тем, что расходы в 2004 году превысили выделенные ассигнования.

Поскольку спорные расходы в силу названных норм подлежат возмещению из федерального бюджета, суд правомерно взыскал задолженность за счет казны Российской Федерации, распорядителем которой является Министерство финансов Российской Федерации.

Статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее. При рассмотрении дела суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы нижестоящих судов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Суд правильно применил нормы права, надлежаще оценил предоставленные в дело доказательства. Предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения решения суда отсутствуют.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по кассационной
жалобе следует отнести на подателя жалобы.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 31.05.2007 по делу N А63-93/2007-С1 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.