Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 07.08.2007 N Ф08-5077/2007 по делу N А32-2936/2007-39/63 Решение суда о признании недействительным зарегистрированного за обществом права собственности отменено, поскольку у суда не имелось достаточных оснований для вывода о ничтожности сделки по включению объекта в уставный капитал общества, поскольку передача обществу при его создании объектов социальной сферы не противоречила законодательству.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 7 августа 2007 года Дело N Ф08-5077/2007“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от истца - администрации муниципального образования г. Тихорецк, представителя от ответчика - открытого акционерного общества “Российские железные дороги“, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.04.2007 по делу N А32-2936/2007-39/63, установил следующее.

Администрация муниципального образования г. Тихорецк (далее - администрация) обратилась с иском к ОАО “Российские железные дороги“ (далее - общество) о прекращении зарегистрированного за обществом права собственности на здание детского сада N 99 “Теремок“ (литера А) с
подвалом (литера под/А) общей площадью 698,5 кв. м, а также на относящиеся к детскому саду “Теремок“ объекты: здание овощехранилища площадью 58 кв. м, здание прачечной площадью 96 кв. м и инженерные сети, расположенные по адресу: г. Тихорецк, ул. Подвойского, 14; признании недействительным свидетельства от 17.09.2004 о государственной регистрации за обществом права на здание детского сада N 99 “Теремок“; признании за муниципальным образованием г. Тихорецк права собственности на указанные объекты, а также относящиеся к детскому саду здания перекачечной (литера Е) площадью застройки 14 кв. м, гаража (литера З) площадью застройки 32 кв. м, гаража (литера Г1) площадью застройки 22 кв. м, навес (литера И1) площадью застройки 15 кв. м.

Решением от 10.04.2007 суд признал недействительным зарегистрированное за обществом право собственности, признал право собственности на объекты недвижимости за муниципальным образованием г. Тихорецк и обязал Управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю погасить запись N 23-01/00-81/2004-592 о государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В части признания недействительным свидетельства о государственной регистрации производство по делу прекращено, поскольку свидетельство не является ненормативным правовым актом. В части удовлетворения иска судебный акт мотивирован тем, что объекты социально-культурного назначения в силу закона не могут быть приватизированы. Распоряжением Минимущества России, Минфина России и МПС России от 08.04.2004 N 1499-р/110а/Т-92р имущественный комплекс детского сада, ранее принадлежавший организации федерального железнодорожного транспорта, подлежит передаче в муниципальную собственность. Однако ответчик до настоящего времени не исполнил данное распоряжение, на основании недействительной (ничтожной) сделки включил спорные здания и сооружения в свой уставный капитал и неправомерно зарегистрировал право
собственности на принадлежащее истцу имущество.

В кассационной жалобе общество просит отменить решение и отказать в иске, считая, что суд неправомерно признал включение спорного имущества в уставный капитал общества недействительной (ничтожной) сделкой, не применив при этом специальное законодательство, устанавливающее особенности приватизации имущественных комплексов, принадлежавших организациям федерального железнодорожного транспорта, и применив утратившее силу Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.95 N 235 “О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунального назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность“ (далее - Постановление от 07.03.95 N 235). Распоряжение Минимущества России, Минфина России и МПС России от 08.04.2004 N 1499-р/110а/Т-92р принято с нарушением компетенции, так как ранее Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 утвержден устав общества и уставный капитал в размере 1535,7 млн. рублей, в который согласно передаточному акту включена и стоимость детского сада N 99 “Теремок“. Кроме того, суд первой инстанции не учел, что распоряжение от 08.04.2004 N 1499-р/110а/Т-92р не могло являться основанием для признания за администрацией права собственности на указанные ею 7 объектов недвижимости, так как в распоряжении названы только три объекта и инженерные сети детского сада N 99 “Теремок“, подлежащие передаче в муниципальную собственность.

В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить решение без изменения, считая, что запрет на приватизацию объектов образования содержится как в Федеральном законе “О приватизации государственного и муниципального имущества“, так и в Федеральном законе “Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта“.

В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.

Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского
округа считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ “Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта“ приватизация имущества федерального железнодорожного транспорта осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом. В процессе приватизации создается единый хозяйствующий субъект путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения его в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта.

Согласно статье 4 Закона учредителем единого хозяйствующего субъекта, т.е. ОАО “РЖД“, является Российская Федерация. Устав общества утверждается Правительством Российской Федерации. Уставный капитал формируется путем внесения в него имущества федерального железнодорожного транспорта. В уставный капитал общества может не вноситься имущество организаций федерального железнодорожного транспорта, непосредственно не связанное с организацией движения поездов и маневровой работы на железнодорожном транспорте и обеспечением аварийно-восстановительных работ на железнодорожном транспорте. Однако при этом должны соблюдаться определенные условия, в частности, выделение имущества организации из состава вносимого в уставный капитал имущества не должно приводить к ухудшению социальной защищенности работников железнодорожного транспорта.

Стороны не оспаривали того, что детский сад N 99 “Теремок“, расположенный по адресу: г. Тихорецк, ул. Подвойского, 14, находился в составе имущественного комплекса ФГУП “Северо-Кавказская железная дорога“ и использовался по назначению как дошкольное учреждение для детей работников железнодорожного транспорта. По общему правилу, вытекающему из Закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ, детский сад подлежал передаче обществу и мог быть исключен из состава имущества, передаваемого в уставный капитал общества, при условии, что это не привело бы к ухудшению социальной защищенности работников железнодорожного транспорта. Сведений о том, что у общества отсутствует
необходимость в использовании детского сада для обеспечения социальной защищенности своих работников, истец не предоставил.

Из свидетельства от 17.09.2004 следует, что на указанную дату проведена государственная регистрация права собственности общества на спорный объект (л.д. 32). Основанием государственной регистрации, как указано в свидетельстве, являлось распоряжение от 30.09.2003 N 4557-р/6-р/884р и сводный передаточный акт от 30.09.2003, что в полной мере соответствует статье 4 Закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ, согласно которой внесение недвижимого имущества в уставный капитал общества осуществляется без предварительной государственной регистрации права собственности Российской Федерации, а основанием государственной регистрации такого имущества за обществом является сводный передаточный акт.

Согласно статье 2 Федерального закона “О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ государственная регистрация как юридический акт признания государством возникновения прав на недвижимое имущество признается единственным и достаточным доказательством принадлежности лицу зарегистрированного права. В связи с этим следует считать, что к моменту выдачи обществу свидетельства от 17.09.2004 детский сад был включен в сводный передаточный акт, а собственник данного имущества в лице Правительства Российской Федерации установил отсутствие названных в Законе обязательных условий для исключения объекта из состава передаваемого обществу имущества. Государственная регистрация права общества на названный объект бывшим собственником, являющимся в настоящее время собственником 100% акций общества, не оспорена.

У суда не имелось достаточных оснований для вывода о ничтожности сделки по включению объекта в уставный капитал общества, поскольку передача обществу при его создании объектов социальной сферы не противоречила законодательству. В соответствии со статьей 6 Закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ одним из видов деятельности, осуществляемых обществом (единым хозяйствующим субъектом), является содержание объектов социальной сферы, находящихся в его
собственности, а один из основных принципов деятельности общества - повышение уровня социальной защищенности его работников. Статьей 9 Закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ статья 43 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“ дополнена пунктом 15 следующего содержания: “При приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта не применяются положения пункта 1 статьи 30 настоящего Федерального закона“. Таким образом, на сделку по передаче обществу объектов социальной сферы в составе приватизируемого государственного имущества не распространялись положения статьи 30 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ, ограничивающие возможность приватизации объектов здравоохранения, образования и культуры, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения.

Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 об учреждении ОАО “РЖД“ и утверждении его устава размер уставного капитала общества составляет 1535,7 млн. рублей. Уставный капитал составляется из 1535700 обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 1 тыс. рублей каждая акция, единственным собственником которых является Российская Федерация в лице Правительства Российской Федерации, оплатившая акции внесением в уставный капитал ОАО “РЖД“ имущества и имущественных комплексов организаций федерального железнодорожного транспорта. Доводы общества о том, что стоимость детского сада N 99 “Теремок“ входит в уставный капитал общества в размере 1535,7 млн. рублей, администрацией и судом не опровергнуты, подтверждены фактом государственной регистрации и представленной в кассационной инстанции для обозрения выпиской из передаточного акта. Изъятие у общества части имущества, составляющего его уставный капитал, означало бы уменьшение уставного капитала и, как следствие, уменьшение номинальной стоимости акций, что недопустимо без привлечения к участию в деле их собственника.

В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации ничтожной является сделка, не соответствующая
требованиям закона или иных правовых актов. В обоснование ничтожности сделки администрация и суд сослались на совместное Распоряжение от 08.04.2004 N 1499-р/110а/Т-92р Минимущества Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации, которым утвержден перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не подлежащих приватизации в составе имущества и имущественных комплексов организаций федерального железнодорожного транспорта, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2003 г. и подлежащих передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность (приложение N 1).

В дело представлена выписка, согласно которой в приложение N 1 включены здание детского сада N 99 “Теремок“ общей площадью 632 кв. м, здание овощехранилища общей площадью 58 кв. м, здание прачечной общей площадью 96 кв. м и инженерные сети, расположенные в г. Тихорецке по ул. Подвойского, 14. Выписка никем не заверена, в силу чего не может являться надлежащим доказательством. В опубликованном тексте Распоряжения от 08.04.2004 N 1499-р/110а/Т-92р помечено, что приложение N 1 не приводится. В связи с этим суд лишен возможности общедоступными способами проверить действительность указанных в выписке сведений, а администрация не выполнила возлагаемую на нее статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию обстоятельств, на которые она ссылается в обоснование заявленных требований.

При наличии противоречий между фактом государственной регистрации права собственности общества на спорный объект, актами государственных органов (распоряжением от 30.09.2003 N 4557-р/6-р/884р и сводным передаточным актом от 30.09.2003, утверждаемым в силу поручения Правительства Российской Федерации Минимуществом Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Министерством путей сообщения Российской Федерации), послужившими основанием для государственной регистрации права, и предполагаемым содержанием приложения
N 1 к Распоряжению от 08.04.2004 N 1499-р/110а/Т-92р не имеется достаточных оснований для ввода о приоритете названного приложения. Иных оснований для вывода о недействительности приватизационной сделки и зарегистрированного за обществом права суд не установил.

При указанных обстоятельствах обжалуемое решение подлежит отмене как основанное на неправильном применении норм материального права, а в иске следует отказать.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.04.2007 по делу N А32-2936/2007-39/63 отменить, в иске отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.