Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11.07.2007 N Ф08-4336/2007-1691А по делу N А20-4113/2006 В соответствии с пунктом 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Если из условий договора не вытекает иное, подрядчик вправе привлечь к выполнению работ субподрядчика.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 11 июля 2007 года Дело N Ф08-4336/2007-1691А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании заявителя - закрытого акционерного общества ПКТИ “Каббалкпроект“ и заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Нальчику, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу закрытого акционерного общества ПКТИ “Каббалкпроект“ на решение от 30 января 2007 года и постановление апелляционной инстанции от 12 апреля 2007 года Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики по делу N А20-4113/2006, установил следующее.

Закрытое акционерное общество ПКТИ “Каббалкпроект“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным
решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Нальчику (далее - налоговая инспекция) от 10.11.2006 N 12/107 о привлечении к налоговой ответственности в виде взыскания 78725 рублей штрафа с доначислением 448946 рублей налогов и 59099 рублей пени.

Решением от 30 января 2007 года, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12 апреля 2007 года, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что организации-генподрядчики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выполняющие работы с привлечением субподрядных организаций, в составе доходов от реализации при определении объекта налогообложения должны учитывать всю сумму поступлений, связанных с расчетами за выполненные работы, выраженные в денежной и (или) натуральной формах, включая и сумму поступлений, связанных с расчетами за работы, выполненные субподрядными организациями.

Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой на судебные акты, в которой просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, в выручку включается объем реализации продукции, полученной от выполнения работ собственными силами, а также суммы, полученные предприятием за выполненные работы собственными силами. Исходя из этого, обществом не включен в выручку объем работ, выполненный сторонней организацией по договору субподряда. Кроме того, налоговая инспекция в нарушение законодательства при исчислении налога на землю опирается на ставки, рекомендованные Федеральными законами, что противоречит закону, т.к. налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку общества за период с 01.01.2003 по 31.03.2006.
Результаты проверки оформлены актом от 17.10.2006 N 12/276, на основании которого вынесено решение от 10.11.2006 N 12/107. Данным решением общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 78725 рублей штрафа. Предложено также уплатить 448946 рублей не полностью уплаченных налогов, 59099 рублей пени по налогам.

С 01.01.2003 общество перешло на упрощенную систему налогообложения (уведомление от 22.11.2002). Налоговая база определена как доходы от реализации товаров (работ, услуг). В ходе проверки налоговой инспекцией установлено занижение обществом налоговой базы в связи с невключением в нее стоимости работ, выполненных субподрядными организациями. Обществом налоговая база определена за 2004 год в размере 398850 рублей, в то время когда она составляет 2179110 рублей, за 2005 год в размере 1461690 рублей, когда она составляет 6241805 рублей, за I квартал 2006 года в сумме 10172 рублей, когда она составляет 178697 рублей. Поступление денежных средств в указанных размерах налогоплательщиком не оспаривается, и эти операции отражены в его книге учета доходов и расходов.

Заявитель считает, что денежные средства, полученные от заказчика и перечисленные им субподрядным организациям, не включаются в объект налогообложения - доходы. Суд с учетом обстоятельств дела и действующего законодательства дал этим доводам надлежащую оценку.

Согласно статье 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения признаются как доходы, так и доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. Как установлено судом и не оспаривается лицами, участвующими в деле, общество определило объектом налогообложения доходы.

Статья 346.15 Кодекса устанавливает порядок определения доходов, в соответствии с которым организации при
определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы: доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса; внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса.

При определении объекта налогообложения организациями не учитываются доходы, предусмотренные статьей 251 Кодекса. В соответствии со статьей 346.17 Налогового кодекса Российской Федерации в целях применения упрощенной системы налогообложения датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (кассовый метод).

В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Если из условий договора не вытекает иное, подрядчик вправе привлечь к выполнению работ субподрядчика. В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика (пункт 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Субподрядчик во взаимоотношения генподрядчика с заказчиком, по общему правилу, не вступает (пункт 3 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исходя из предмета договора на выполнение проектно-изыскательских работ, этот вид договора не относится к договорам, аналогичным договорам, перечисленным в подпункте 9 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации.

Порядок формирования налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения изложен в статье 346.18 Кодекса. Установлено, что в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации. В случае, если объектом налогообложения являются доходы организации, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. Таким образом, у организаций-генподрядчиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, выполняющих работы с привлечением субподрядных организаций, в составе доходов от реализации при определении объекта налогообложения должна учитываться вся сумма поступлений, связанных с расчетами за выполненные работы, выраженные в денежной и (или) натуральной формах, включая и сумму поступлений, связанных с расчетами за работы, выполненные субподрядными организациями.

Также судебные инстанции сделали правильный вывод о применении ставок земельного налога. Под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представителями органов власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет. При расчете подлежат перемножению коэффициенты индексации, установленные федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год начиная с 1998 года. Вопрос уплаты обществом земельного налога исследован судом полно, ему дана надлежащая правовая оценка.

Все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы,
изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда, им была дана надлежащая оценка. Нормы права при разрешении спора применены верно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), отсутствуют.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 30 января 2007 года и постановление апелляционной инстанции от 12 апреля 2007 года Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики по делу N А20-4113/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.