Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10.07.2007 N Ф08-4105/2007 по делу N А32-25360/2006-22/339 В силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся, в частности, земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами. Испрашиваемый казачьим обществом земельный участок находится в границах второй зоны санитарной охраны курорта федерального значения, поэтому является федеральной собственностью.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 10 июля 2007 года Дело N Ф08-4105/2007“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от истца - станичного казачьего общества “Заречье“ (особая пограничная станица) Адлерского района г. Сочи Черноморского (окружного) казачьего общества Кубанского казачьего войска, представителей от ответчиков: администрации Краснодарского края, департамента имущественных отношений Краснодарского края, рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение от 05.12.2006 и постановление апелляционной инстанции от 17.04.2007 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-25360/2006-22/339, установил следующее.

Станичное казачье общество “Заречье“ (особая пограничная станица) Адлерского района г. Сочи Черноморского (окружного) казачьего общества Кубанского казачьего
войска (далее - казачье общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края заявлением, в котором просило обязать администрацию Краснодарского края (далее - администрация) и департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) предоставить казачьему обществу земельный участок площадью 3,5 га на праве аренды сроком на 49 лет для размещения станицы с культурным центром, находящимся в селе Верхнее-Веселое Адлерского района г. Сочи (уточненные требования).

Решением от 05.12.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.04.2007, суд обязал администрацию и департамент предоставить казачьему обществу земельный участок на праве аренды сроком на 49 лет площадью 3,5 га для размещения станицы с культурным центром, находящимся в селе Верхнее-Веселое Адлерского района г. Сочи. Судебные акты мотивированы тем, что казачьим обществом соблюден порядок выделения земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, поэтому оно имеет право на предоставление испрашиваемого участка без проведения торгов.

В кассационной жалобе департамент просит судебные акты отменить, в удовлетворении заявления отказать, поскольку вывод судебных инстанций о соблюдении истцом порядка предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещение объекта не обоснован. Пункт 1 постановления главы администрации Краснодарского края от 25.05.2004 N 503 “О предоставлении земельных участков на территории Краснодарского края“, предусматривающий случаи предоставления участков без проведения торгов, не подлежит применению. Вывод судов о том, что казачье общество является организацией, созданной органами государственной власти Краснодарского края, документально не подтвержден. Суды не приняли во внимание, что предоставление участка в целях жилищного строительства в силу статьи 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации должно производиться на торгах и на день вынесения решения департамент и администрация не обладали полномочиями по предоставлению спорного
земельного участка в аренду.

В отзыве на жалобу казачье общество просит оставить судебные акты без изменения.

В судебном заседании представители департамента и казачьего общества повторили доводы, изложенные в жалобе и отзыве на нее, представитель администрации поддержал доводы заявителя жалобы.

Изучив материалы дела и выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты подлежит отмене по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 31.03.2006 казачье общество обратилось в администрацию с заявлением, в котором просило предварительно согласовать место размещения культурного центра на земельном участке площадью 3,5 га, расположенном в селе Вернее-Веселое Адлерского района г. Сочи для дальнейшего предоставления указанного земельного участка в аренду сроком на 49 лет.

В письме от 11.05.2006 N 05/33-6176 департамент указал, что предполагаемый проект относится к комплексному освоению земельных участков в целях жилищного строительства, поэтому предоставление испрашиваемого земельного участка производится в соответствии с требованиями статей 30.2, 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации.

Полагая, что отказ департамента в предоставлении земельного участка незаконен, казачье общество обратилось в арбитражный суд с заявлением. Казачье общество полагает, что им соблюден порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта (согласован акт выбора земельного участка от 15.07.2002, участок поставлен на кадастровый учет, получено согласие ГУП КК “Птицефабрика Адлерская“ на изъятие участка).

Суды пришли к выводу, что заявителем соблюдены требования, предусмотренные земельным законодательством, поэтому департамент и администрация, являясь органами, уполномоченными распоряжаться спорным участком, обязаны предоставить казачьему обществу испрашиваемый земельный участок.

Вывод судебных инстанций о том, что департамент и администрация обладают полномочиями по распоряжению земельным участком, сделан без учета следующих обстоятельств. Как видно из заключения комитета по земельным
ресурсам и землеустройству г. Сочи от 10.06.2003 N 71 испрашиваемый казачьим обществом земельный участок находится во второй зоне округа санитарной охраны курорта (л. д. 18). В предоставленных заявителем кадастровых планах также указано, что земли относятся к второй зоне санитарной охраны (л. д. 51-56).

Согласно пункту 5 статьи 31 Федерального закона от 14.03.95 N 33-ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях“ и статье 1 Федерального закона от 23.02.95 N 26-ФЗ “О лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах“ освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, является курортом. Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации N 4766-1 и Совета Министров - Правительства Российской Федерации N 337 от 12.04.93 “О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи“ установлено, что Сочинский курортный регион является курортом федерального значения. В соответствии с приведенными Федеральными законами, Указом Президента Российской Федерации от 06.07.94 N 1470 “О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей“ и Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.96 N 591-р “О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей“ курорт Сочи и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта Сочи отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В силу части 6 статьи 2 Федерального закона “Об особо охраняемых природных территориях“ особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти. В силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся, в частности, земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами. Испрашиваемый казачьим
обществом земельный участок находится в границах второй зоны санитарной охраны курорта федерального значения, поэтому является федеральной собственностью. Управление федеральной собственностью находится в исключительном ведении Российской Федерации.

Распоряжение спорным земельным участком не относится к компетенции администрации и департамента, поэтому у судов отсутствовали основания для удовлетворения заявления казачьего общества как предъявленного к ненадлежащим заинтересованным лицам. При указанных обстоятельствах судебные акты в силу пункта 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует отменить и в удовлетворении заявления казачьего общества отказать.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 05.12.2006 и постановление апелляционной инстанции от 17.04.2007 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-25360/2006-22/339 отменить, в удовлетворении заявления станичного казачьего общества “Заречье“ отказать.

Взыскать со станичного казачьего общества “Заречье“ в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.

Взыскать со станичного казачьего общества “Заречье“ по пользу Департамента имущественных отношений Краснодарского края 1000 рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.