Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 03.07.2007 N Ф08-3734/2007-1525А по делу N А63-5931/2006-С4 Общество является плательщиком земельного налога до момента регистрации отказа от права постоянного бессрочного пользования земельным участком, и, следовательно, общество было обоснованно привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа за несвоевременную уплату земельного налога.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 3 июля 2007 года Дело N Ф08-3734/2007-1525А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от заявителя - Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ставрополя, представителей от заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью “Поиск“, в отсутствие третьего лица - Ф.И.О. заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Поиск“ на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Ставропольского края от 10.04.2007 по делу N А63-5931/2006-С4, установил следующее.

Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ставрополя (далее - налоговая инспекция) обратилась в арбитражный
суд с заявлением о взыскании с ООО “Поиск“ (далее - общество) 9683 рублей 60 копеек штрафных санкций по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату земельного налога на основании решения налоговой инспекции от 21.12.2005 N 702.

Определением от 20.07.2006 суд привлек к участию в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Параваева В.В.

Решением суда от 15.12.2006 в удовлетворении требований налоговой инспекции отказано. Судебный акт мотивирован тем, что общество не является плательщиком земельного налога в связи с продажей объектов недвижимости, находящихся на земельном участке. Кроме того, сумма неуплаченного налога является авансовым платежом, ответственность за неуплату которого законодательством не предусмотрена.

Постановлением апелляционной инстанции от 10.04.2007 решение суда от 15.12.2006 отменено, с общества с доход бюджета взыскано 9683 рубля 60 копеек санкций. Судебный акт мотивирован тем, что общество является плательщиком земельного налога вплоть до момента регистрации отказа от указанного права.

Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление апелляционной инстанции от 10.04.2007 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Заявитель указывает на несогласие с выводом суда о наличии в его действиях состава правонарушения по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения.

В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы жалобы и отзыва.

Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

По результатам проверки представленной 29.06.2005 обществом декларации по налогу на землю за 2005 год налоговая
инспекция приняла решение от 06.09.2005 N 582 об отказе в привлечении общества к налоговой ответственности. Данным решением заинтересованному лицу доначислено 48418 рублей земельного налога за 2005 год.

Основанием для доначисления налога послужило неверное указание обществом количества месяцев использования земельного участка в налоговом периоде (5 месяцев) при наличии свидетельства от 28.04.2000 N 26-01/12-7/2000-219 о государственной регистрации права на недвижимое имущество, находящегося на спорном земельном участке с правом постоянного (бессрочного) пользования участком. Позднее налоговая инспекция приняла решение от 25.10.2006 N 12986 о взыскании налога и пени за счет средств налогоплательщика.

По результатам проверки представленной 03.11.2006 обществом уточненной декларации по налогу на землю за 2005 год налоговая инспекция приняла решение от 21.12.2005 N 702 о привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 9683 рублей 60 копеек. Данным решением обществу доначислено 48418 рублей земельного налога и 1332 рубля 90 копеек пени за несвоевременную уплату налога.

Указанные решения обществом не обжалованы.

В связи с неисполнением требования о добровольной уплате налоговых санкций налоговая инспекция обратилась в суд с заявлением о взыскании с предприятия штрафа.

При проведении проверки налоговая инспекция установила следующее. Обществу предоставлен земельный участок площадью 4107 кв. м, расположенный по адресу: г. Ставрополь, Михайловское шоссе, 6, в постоянное бессрочное пользование на основании свидетельства от 28.04.2000 N 26-01/12-7/2000-219. По договору купли-продажи от 23.05.2005 N 1 Параваев В.В. (покупатель) приобрел в собственность у общества нежилые здания, расположенные по адресу: г. Ставрополь, Михайловское шоссе, 6.

При предоставлении декларации по налогу на землю за 2005 год общество неверно указало количество месяцев использования участка,
в результате чего сумма налога исчислена заинтересованным лицом до момента продажи объектов недвижимости, расположенных на спорном участке.

Отменяя решение суда от 15.12.2006 и удовлетворяя требования налоговой инспекции, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из наличия у общества обязанности по уплате земельного налога до момента регистрации отказа от права постоянного бессрочного пользования земельным участком, а соответственно, из обоснованного привлечения заинтересованного лица к налоговой ответственности за неисполнение этой обязанности.

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 “О плате за землю“ (далее - Закон N 1738-1) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.

В силу статьи 15 данного Закона N 1738-1 основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком.

Пунктом 1 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации отказ лица от осуществления принадлежащего ему права на земельный участок (подача заявления об отказе) не влечет за собой прекращения соответствующего права.

При отказе лица от права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком распоряжение данным земельным участком осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 Кодекса.

Статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности и
другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных указанным Кодексом и иными законами.

В соответствии со статьей 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV указанного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ).

Статьей 26 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV указанного Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона N 122-ФЗ проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.

В статье 2 Федерального закона N 122-ФЗ дано понятие государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в соответствии с которым это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.

Согласно пункту 2 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право
собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

Пунктом 1 статьи 552 названного Кодекса предусмотрено, что по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно указал, что общество остается плательщиком земельного налога до момента государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок.

В соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения, обязаны сообщать о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе или транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации имущества.

Согласно сведениям Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ставропольскому краю по состоянию на 01.01.2007 земельный участок площадью 4107 кв. м, расположенный по адресу: г. Ставрополь, Михайловское шоссе, 6, принадлежит ООО “Поиск“.

С учетом изложенного вывод суда апелляционной инстанции о том, что общество является плательщиком земельного налога вплоть до момента регистрации отказа от права, сделан на основе норм материального права и соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Ставропольского края от 10.04.2007 по делу N А63-5931/2006-С4 оставить без изменения, а кассационную
жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.